Как няня моих детей стала самозанятой
Не прошло и нескольких дней с начала нового года, как юристам Solver довелось поработать на проекте, где они сравнивали варианты структурирования отношений с «эпизодическими» работниками. Результаты этого анализа можно почитать здесь. Однако для меня этот анализ вылился в сугубо практический вопрос, когда няня моих детей попросила помочь с ее регистрацией в качестве самозанятой. Сначала я хотел «нагрузить» этим кого-то из своих юристов, но, как оказалось, получить статус самозанятого так легко, что с этим самостоятельно справится даже партнер юридической фирмы :). Особенно, если рядом в ожидании сидит няня, а неподалеку бродят оставшиеся без присмотра дети.
«Мой налог»
Итак, все начинается со скачивания приложения «Мой налог». Оно доступно AppStore и PlayMarket.
После согласия с обработкой персональных данных и правилами пользования приложением можно приступать к регистрации.
На выбор предлагается два варианта: по паспорту или через личный кабинет. Наша няня – дама продвинутая, и у нее есть личный кабинет на nalog.ru, так что по первому варианту мы не пошли. Хотя там вроде как нужно сканировать паспорт, фоткаться с ним на камеру телефона – что-то типа авторизации при начале пользования сервисами каршеринга.
При использовании личного кабинета нужно ввести свой ИНН и пароль, а также телефон, на который придет смс с кодом.
Затем мы указываем регион, в котором будет работать няня. Понятно, что мы выбрали Москву, хотя меня тут же кольнула мысль – а что если мы возьмем няню с собой, поехав на отдых куда-нибудь в Сочи или вообще заграницу. Получается, что она выпадет из режима самозанятого и должна будет в этой части платить налог по 13%... Ей естественно потребуется раздельный учет… Но эти профессионально-панические мысли я задавил, и мы нажали «Подтверждаю».
Далее мы создали пин-код, разрешили вход в приложение по отпечатку пальца и, вуаля, регистрация завершена. Если бы не маялись с созданием принтскринов, то на все про все ушло бы минут 7-10.
Функционал приложения
А) Стартовый экран
Это экран состоит из двух закладок. На «Главной», которая открывается по умолчанию, можно создать новую «продажу», увидеть выручку, предварительную сумму налога и данные о последних операциях.
В закладке «Операции» есть перечень всех операций – у моей няни, как видите, еще никаких операций нет.
Б) Продажи
Сразу после запуска приложения вам наглядно указывают на кнопку, в которой можно регистрировать продажи. Если на нее нажать, то появляется интуитивно понятный интерфейс для этого. Там можно выбрать характер сделки, а также сумму и тип покупателя. Также в приложении надо указывать дату сделки, хотя не совсем ясно, зачем так важно указывать именно дату – ведь по идее достаточно просто назвать месяц совершения сделки.
Если покупатель – это организация, то дополнительно появляются поля для ввода ее ИНН и наименования. ПАО «Ромашка», которое вы видите на картинке, это плод не моей фантазии – как видите, разработчики подошли к вопросу творчески.
В) Личный кабинет
В приложении также реализован функционал личного кабинета. Здесь справочно приводится паспорт, ИНН и данные о доступном налоговом вычете - все это поменять нельзя. Еще здесь можно ввести свой адрес электронной почты - с ним сложнее: раз вставил, потом уже не поменяешь.
В личном кабинете также можно указать, чем ты собираешься заниматься – как видите, есть няня – и можно сменить регион деятельности. Наконец, здесь можно обратиться в техподдержку (это приведет к переходу на nalog.ru) и даже отказаться от использования режима для самозанятых.
Удивительные вещи
А) Партнеры
В личном кабинете есть также раздел с партнерами. Не знаю как у кого, но у моей няни есть только один партнер – Яндекс.Такси. Ему можно при желании предоставить достаточно широкие полномочия – например, отражать «доходы от моего имени» или корректировать «сведения о моих доходах без ограничений». Зачем это делать, я слету не понял, няня была растеряна, так что этот партнер никаких полномочий не получил.
Б) Налоговый аванс
Еще на стартовом экране вам сообщается о наличии у вас аванса на уплату налога. О нем же (но под названием «налоговый аванс») говорится в личном кабинете. Надо признать, что термин «налоговый аванс» мне кажется более подходящим, чем «налоговый вычет», который используется в законе о самозанятых. Видимо, его авторы запамятовали, что «налоговый вычет» имеет другое содержание в НК РФ.
Заметки на полях
Предвижу достаточно много критики в адрес режима для самозанятых. Наверняка, найдутся те, кто будет говорить, что, мол, сейчас соберут данные, отменят режим и начнут всех «колбасить» ставкой 13%. Мне не очень в это верится, но и исключить этого не могу.
Другое дело, что времена расчета наличными или «на карту сбера» подходят к концу. Рано или поздно государство осознает, что бесконечно повышать НДС нельзя, а с физиков можно собирать налогов также много, как и с нашего «национального достояния». Введение режима для самозанятых, а также недавние изменения в части доступа налоговых органов к сведениям о переводах на банковские карты - это верный признак того, что такое осознание все-таки приходит.
На этом фоне мне представляется более правильным все же перестать прятаться и воспользоваться этим режимом. В конце концов, это ведь просто удобно. Получил деньги на текущий счет, заплатил 4% и действительно спишь спокойно.
P.S.
Про няню я, конечно, пошутил. На самом деле, она давно зарегистрировала ООО, применяет ОСНО и ежемесячно выставляет мне счета-фактуры с НДС. Недавно мы с ней рубились о том, как изменение ставки НДС с 18% на 20% должно повлиять на стоимость ее услуг.
Ещё одна профнепригодная статья, которая будет вводить людей в заблуждение
Отражать доходы для Яндекс.Такси — это для водителей-самозанятых, не?
Похоже на то. Возможно выгрузка данных из одного приложения в другое или что-то в этом роде.
Странная статья... Няня с ООО - зачем??? Или это автор пошутил.... Хотел минуснуть, но не стал. Кому эта статья полезна - напишите!
Мне любопытно, через это приложение с иностранными юрлицами можно сотрудничать?
Почему что, меня после чтения мысли навели на это фото)))