Сколько стоит новый бизнес

Какие расходы ждут начинающего предпринимателя и какую финансовую поддержку он может получить?

Анна Ермолаева, заместитель директора банка «Восточный» по МСБ и региональному корпоративному бизнесу – Директор департамента развития продуктов и процессов МСБ
Анна Ермолаева, заместитель директора банка «Восточный» по МСБ и региональному корпоративному бизнесу – Директор департамента развития продуктов и процессов МСБ

Открывая свой бизнес, предприниматель-новичок нередко не думает ни о клиенте, ни даже о прибыли. Он просто верит в свой продукт. А между тем один из самых важных вопросов – где найти достаточно денег, чтобы запустить новый бизнес и заставить его приносить прибыль, – нередко остается за кадром.

Финансовый вопрос для малого и среднего бизнеса был, есть и будет ключевым. По статистике, около 50% новых бизнесов закрываются в течение первого года. Как правило, причины простые – непродуманность финансового плана и отсутствие подтверждения возможности его реализации. А значит, стоит уделить ему побольше времени в самом начале, чтобы понимать, как реализовать бизнес-план, сколько денег нужно для открытия бизнеса, где их взять, как быстро они окупятся.

Я всегда рекомендую малым и средним предпринимателям начать с составления бизнес-плана. На Западе очень популярна модель Остервальдера: вся структура нового бизнеса умещается на одной странице, внизу которой указаны необходимые объемы инвестиций, сроки окупаемости и планы по прибыли. На основе такой модели эксперты могут буквально за несколько минут определить, стоит ли поддерживать этот бизнес-план или он недостаточно продуман.

Может быть, одной страницы для вашего бизнес-плана будет мало, но постарайтесь сделать его максимально лаконичным и при этом емким. И обязательно включите в него финансовую модель вашего бизнеса.

А теперь о финансах по порядку.

СКОЛЬКО Я ПОТРАЧУ НА ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА?

Первоначальные расходы можно поделить на два блока:

  • Расходы на открытие компании (ИП или ООО): госпошлины, учредительный капитал и т.д.

Чтобы открыть ИП, нужно подготовить и подать в налоговую всего три документа: заявление на регистрацию, копию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины (800 руб.).

Для ООО пакет документов увеличивается примерно в два раза, а госпошлина составляет 4000 руб., плюс не менее 10 000 руб. уставного капитала (его можно внести в течение 4 месяцев после регистрации).

  • Расходы на запуск бизнеса: сколько вам нужно для того, чтобы начать производить тот продукт или услугу, который вы будете предлагать клиентам. Как правило, эти деньги берутся из стартового капитала.

Какая сумма вам для этого необходима, сильно зависит от структуры бизнеса. Многие предприниматели, рассчитывая стартовые расходы, иногда не задумываются, сколько денег им потребуется для того, чтобы достичь операционного нуля – момента, когда расходы на бизнес уже окупились, и он может начать приносить реальную прибыль. А ведь это критичная информация: вы можете найти деньги на открытие бизнеса, но их не хватит на его поддержание до наступления операционной прибыли.

КАКИЕ РАСХОДЫ МНЕ НУЖНО ЗАПЛАНИРОВАТЬ?

Обычно выделяют две категории расходов: операционные расходы (постоянные и переменные) и вложение в дальнейшее развитие. Первая категория – это расходы регулярные, вторая – разовые. Структура вашего бизнеса может вообще не предполагать инвестиций, но такое случается крайне редко: вам придется приобрести хотя бы компьютер и бухгалтерскую программу.

  • Постоянные операционные расходы – это аренда офиса, склада, производственной площади; зарплата сотрудникам; коммунальные платежи; транспортные услуги; охрана и инкассация; выплаты по кредитам; лицензии (на программное обеспечение, на торговлю товаром, на услуги и т.д.)

  • Переменные операционные расходы – закупка расходных материалов, сырья и товара; доставка и логистика в целом; налоги и страхование; реклама и маркетинг; поиск и обучение сотрудников; премии; выплата отпускных и больничных; аутсорсинговые услуги, в том числе бухгалтерские; ремонт и техобслуживание оборудования; аудит; уборка; спонсорство и благотворительность.

  • Инвестиции – покупка оборудования, транспорта или недвижимости; исследования и разработки; капитальный ремонт; покупка франшизы; развитие бизнеса – например, открытие новых филиалов.

И еще: не забудьте заложить определенную сумму на непредвиденные расходы. Их размер индивидуален для каждого бизнеса, и общей формулы для расчета (например, плюс 30% от стартового капитала) не существует. Надо смотреть на конкретные обстоятельства и даже на период, в который вы открываете свой бизнес: иногда требуется вложить больше запланированного, чтобы успеть к определенному сроку и выиграть значительно больше.

Я знаю историю о капсульном отеле, который открыли перед Чемпионатом мира по футболу: перед владельцами стояла задача открыться в максимально короткий срок, поэтому им пришлось выйти за рамки ранее запланированного бюджета. Но благодаря тому, что отель открылся в самое горячее время, срок его окупаемости (в том числе и непредвиденных расходов) составил чуть больше двух месяцев.

Кстати, для начинающего предпринимателя я очень рекомендую покупку франшизы. У вас будет готовая действующая схема бизнеса, в которой прописаны самые мелкие детали, вплоть до дизайна помещений и составления бухгалтерской отчетности, и вам не придется беспокоиться, что вы забыли что-то учесть в структуре расходов или особенностях производства товара.

На все это нужны деньги. Как показывает практика, немногие предприниматели обладают личным капиталом, которого хватит до вывода бизнеса на уровень окупаемости и его дальнейшего развития. Необходимо найти инвесторов, готовых вложиться в создаваемый вами бизнес.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТИЦИИ В БИЗНЕС?

Взять в банке кредит стартаперу очень сложно: бизнеса еще не существует, и банк не может быть уверен в его эффективности, а значит, и в возврате своих вложений. Необходимо обращаться к другим программам и возможностям, искать инвестиции.

Основные формы привлечения инвестиций:

  • Вложение средств в уставной капитал предприятия. Инвестор покупает долю в бизнесе, становится владельцем пакета акций и совладельцем вашего бизнеса.

  • Долговое финансирование. Инвестор становится вашим кредитором, а выделенные вашему бизнесу средства – задолженностью.

  • Банковское кредитование с залоговым обеспечением. Вы даете банку залог (акции и активы предприятия) и получаете нужную для бизнеса сумму, которую обязуетесь выплатить в определенный срок.

  • Облигационные займы – ссуды, которые вы получаете, выпустив облигации и дав гарантию их владельцам на получение их номинальной стоимости в определенные сроки.

В последнее время все более актуальными становятся платформы, которые позволяют привлечь финансирование в виде инвестиций, если проект окажется интересным. Например, Boombaster, ScrumTrek. А еще в России есть «Акселератор ФРИИ» – венчурный фонд для IT-стартапов, который дает не только деньги, но и обучение, поддержку и даже новых клиентов в рамках фонда (своеобразный бизнес-ангел).

Попробуйте поискать такую платформу в своем регионе. Например, банк «Восточный» не так давно запустил пилотный бизнес-инкубатор в Еврейском АО. Попечительский совет бизнес-инкубатора оказывает начинающим предпринимателям правовую, консультационную и финансовую поддержку. А кроме того, мы поможем в регистрации ИП и ООО и посотрудничаем на протяжении всего цикла развития бизнеса клиента: убережем от работы с неблагонадежными контрагентами, предоставим бухгалтерские услуги на специальных условиях от наших партнеров , юридическую поддержку, услуги сдачи отчетности в ФНС, аналитику по счетам, которые поддерживают бизнес, избавляют от лишних трудозатрат и оптимизируют издержки.

КАК ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ ОТ ГОСУДАРСТВА?

Средства для развития бизнеса можно найти не только у частных инвесторов, но и в виде финансовой поддержки от государства и госкомпаний.

Все программы помощи предпринимателям делятся на:

  • федеральные общероссийские;

  • ведомственные (от Минобрнауки, Минсельхоза, Внешэкономбанка, Минтруда);

  • региональные (с учетом направления развития субъекта РФ). Для каждого региона существуют собственные программы финансовой поддержки МСБ (на официальном сайте или инвестиционном портале своего региона вы можете узнать, какие программы актуальны для вас).

Основные виды финансовой поддержки:

Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса

Программа фиксирует процентную ставку по кредитам от 3 млн руб. на уровне до 10,6% годовых для малых предприятий, до 9,6% годовых – для средних.

Национальная гарантийная система

АО «МСП Банк» становится гарантом исполнения вами своих кредитных обязательств и разделяет с банками риски, связанные с ухудшением вашего финансового состояния и неспособностью выплачивать кредит. Гарантийные продукты доступны субъектам малого и среднего бизнеса, желающим получить кредиты в банках-партнерах «МСП Банка».

Программа «Инвестиционный лифт»

Разработана для несырьевых малых и средних предприятий с экспортным потенциалом.

  • Корпорация МСП предлагает гарантийную поддержку от 50% до 75% от суммы кредита на срок до 15 лет (стоимость гарантии – 0,75% годовых) и кредитно-гарантийную поддержку по Программе стимулирования кредитования субъектов МСП – от 9,6% до 10,6%, при этом размер ваших собственных средств должен быть не меньше 20% от стоимости проекта, а размер кредита – от 5 млн до 1 млрд руб.

  • Займы для инвестирования в промышленное производство – от 5 до 750 млн руб. на срок до 7 лет от Фонда развития промышленности. Ставка – 1% или 5% годовых (в зависимости от программы финансирования). Вам нужно иметь не менее 15% от стоимости проекта.

  • Поддержка Российского фонда прямых инвестиций: финансовая (участие в акционерном капитале, в том числе путем предоставления мезонинного финансирования) и нефинансовая (можно получить консультацию по созданию стратегии, расширить базу клиентов и контрагентов, получить поддержку при выходе на международный рынок).

  • Российский экспортный центр готов оказать правовую, консультационную и кредитно-страховую поддержку малому и среднему бизнесу, планирующему экспортировать товары и услуги за границу. В РЭЦ также можно обратиться за финансированием экспортных операций.

Программа льготного лизинга

Программа льготного лизинга оборудования позволяет взять нужные вам средства производства по ставке 6% годовых для отечественного оборудования и 8% годовых – для иностранного.

Субсидии

В различных регионах возможны разные требования к получению субсидий – обязательно зайдите на официальный сайт или инвестиционный портал своего региона и уточните, какие субсидии можете получить именно вы.

  • Субсидия на открытие собственного дела: покупка сырья, материалов, нематериальных активов.

  • Субсидия для новых ИП, если предприниматель не трудоустроен, имеет инвалидность или является единственным родителем ребёнка.

  • Субсидия на возмещение части затрат по лизинговым платежам.

  • Субсидия на возмещение процентов по кредиту.

  • Субсидия на закупку оборудования.

  • Субсидия на модернизацию производства.

  • Субсидия на осуществление НИОКР.

  • Субсидия для участников выставок и др.

Помощь от государства могут получить не все: вам откажут, если вы оказываете кредитные или страховые услуги, открыли ломбард или игорное заведение, добываете полезные ископаемые или продаете подакцизные товары. Кроме того, в помощи откажут и нерезидентам РФ.

Обратите внимание: после выдачи субсидии вы должны отчитаться государству о целевом расходовании средств и вернуть остаток (если он есть). Если средства израсходованы нецелевым образом, вы должны будете вернуть всю сумму субсидии, поэтому побеспокойтесь о том, чтобы получить документальное подтверждение своих расходов.

Гранты

Специальные фонды могут компенсировать начинающим предпринимателям до 500 000 руб. затрат на создание бизнеса. Касается это областей, значимых для государства: сельского хозяйства, инноваций, образования, сфер социальной значимости и еще нескольких. Гранты распределяются на конкурсной основе, и условия для их получения зависят от конкретного региона.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ?

Нередко, особенно в начале бизнеса, бывают ситуации, когда необходимо провести срочный платеж (налоги, закупка сырья, выплата заработной платы сотрудникам), а денег на счете недостаточно: контрагент еще не перечислил вам средства. Возникает кассовый разрыв, который необходимо компенсировать. И здесь можно прибегнуть к услуге овердрафта, которую предоставляют многие банки: у вас есть определенный лимит, который вы можете использовать для обязательных платежей, а затем погасить при поступлении средств на счет. Обязательно уточните в банке, возможно ли открыть для вас овердрафт. Некоторые банки делают это не только для регулярных, но и для новых клиентов, в момент открытия расчетного счета.

Как видите, начать свое дело – совсем не такая сложная задача, как думают многие. Нужно лишь понимать, к чему вы стремитесь, какие инструменты у вас есть и какими дополнительными возможностями вы можете воспользоваться на своем пути. Соберите полную информацию о том, какие программы поддержки есть в вашем регионе, составьте грамотный бизнес-план и приступайте к его реализации. Удачи!

77
5 комментариев

Очень хорошо, что так подробно описывается необходимость иметь 10000р для регистрации ООО. Остальные пункты менее важны и накладны. А как насчет необязательности покупки компьютера и бухгалтерского софта? С того абзаца начали вкрадываться сомнения насчет джинсовости.

1
Ответить

Программа льготного лизинга оборудования позволяет взять нужные вам средства производства по ставке 6% годовых для отечественного оборудования и 8% годовых – для иностранного.
----
то есть я регистрирую ООО и беру в лизинг оборудование, да?

я бы на полном серьезе хотел узнать ответ от Анны Ермолаевой

Ответить

теоретически да, фактически много нюансов, вплоть, например, до "не менее 10 лет присутствия на рынке для новообратившихся"

Ответить

Есть у меня товарищ. Мужик в свое время забил на Москву и уехал рыбу разводить на Дальний Восток. Было у него ИП. Какое-то время проработал, была оборотка, оборудование, пикапчик, кредитная история. Потом запускается наша программа по поддержке сельского хозяйства. Налоговая ему говорит: ты теперь не ИП, ты теперь предвадитель колхозного товарищества (юристы поправьте как это правильно называется), перерегайся. Он перерегистрировался. Нужны были ему деньги, приходит в банк, просит лизинг/кредит, банк отказывает, мотивируя тем что у него нет кредитной истории.

Это к слову о субсидиях и грантах.

Ответить