Всё начинается с управления финансами!
В этой статье я хочу ознакомить вас с минимальным набором показателей, которые должен видеть предприниматель на своей панели управления. А затем расскажу вам кейс, что может произойти, если управленец не владеет этими данными:
- Прибыль за месяц, квартал, год;
- Маржа каждого отдельного направления;
- Постоянные затраты, что они включают в себя;
- % достижения годовой цели каждый месяц;
- Рентабельность собственного капитала;
- Остатки денежных средств в кассе и на счетах;
- Дебиторская задолженность – кто и сколько вам должен, в разрезе по каждому контрагенту;
- Кредиторская задолженность – кому и сколько вы должны;
- ДДС (движение денежных средств): куда уходят деньги ежемесячно, откуда приходят;
- План ДДС: сколько денег должно поступить в компанию, когда и куда нужно будет оплатить.
Все эти показатели ежемесячно должны попадать на стол управленцу, их можно увидеть в следующих отчетах:
- Отчет о Прибылях и Убытках (P&L);
- Отчет о Движении Денежных средств (Cash Flow) и Бюджет Движения Денежных Средств;
- Баланс.
А теперь кейс из практики:
У нас был клиент - геодезическая компания, которая предоставляла услуги на условиях предоплаты. За счет огромных рекламных вложений, клиенты текли рекой, компания брала предоплату и ставила клиентов на очередь.
Специалистов в компании было 20 человек, постоянная текучка кадров, усложненные бизнес-процессы, из-за которых время услуги затягивалось - все это приводило к тому, что клиент ждал оказания услуги несколько месяцев после внесения предоплаты. И все бы ничего, если бы собственники понимали, что предоплата клиентов в кассе компании - это НЕ деньги компании.
К сожалению, они это поняли слишком поздно: когда уже не могли вырваться из постоянных кассовых разрывов, когда уже взяли в аренду огромный офис, несоразмерный количеству работающих сотрудников, когда уже были потрачены огромные деньги на обучение, на маркетинг, на выплату дивидендов.
В итоге, компания обратилась к нам уже на грани банкротства. Как оказалось, уже несколько месяцев они работали в убыток, должны были 15 миллионов рублей клиентам.
Но всего этого они не знали, и, видя поступления денег, огромный приток клиентов считали, что работают в плюс. У них совершенно не было учета в компании, не было даже такой функции как управление финансами, а кассирами были они сами и каждый из сотрудников, которые берут деньги от клиентов. То есть, примерно у 5 человек в компании в кармане «хранилась» касса, информация по которой вносилась только в программку по учету денег на телефоне (программа рассчитана на ведение личного бюджета).
Собственники не знали не только свою прибыль, но и сколько какой клиент им заплатил, кому сколько они теперь должны.
Из сотрудников кто-то готов был покинуть компанию, но оставался из-за хорошей зарплаты, кто-то искренне болел за компанию и готов был работать в полную силу, но не знал как.
Что было сделано, чтобы выйти из кризисной ситуации:
1) Сократили все ненужные расходы, в том числе помогли принять решение переехать в офис в 2 раза меньше, где с комфортом помещались все сотрудники;
2) Оптимизировали бизнес-процессы в компании, благодаря чему увеличилась скорость оказания услуг в 1,5 раза;
3) Разделили сотрудников на 2 лагеря: те, кто должен оказать услуги уже заплатившим клиентам и те, кто будет обрабатывать новые заказы, так как остановить заказы не представлялось возможным, иначе бы поток денег в компанию полностью сократился и жить компании было бы не на что;
4) Наняли еще пару специалистов, которым были назначены наставники из существующих сотрудников;
5) Наняли генерального директора, которому делегировали часть обязанностей собственников и поставили ему KPI;
6) Разделили обязанности между собственниками по интересам, назначили зарплату собственникам, так как они решили остаться в операционке. Один из них решил заниматься продажами и был назначен Коммерческим директором, а второй - Директором по Развитию;
7) Восстановили по крупицам учет: баланс наконец показал кто сколько кому должен и что имеет компания, отчет о прибылях и убытках показал результаты деятельности компании за последние несколько месяцев.
8) Внедрили бюджетирование, чтобы видеть все риски кассовых разрывов заранее.
9) Наняли финансового менеджера, который взял на себя ведение управленческого учета и контроль.
Через 4 месяца компания встала на ноги.
И все таки, основной проблемой было отсутствие управленческого учета в компании. Хотите ли вы узнать какими данными должен владеть управленец в компании, на основании каких данных он должен принимать решения?
Пройдите простой тест по ссылке и получите ответ насколько эффективно управление финансами в вашей компании:
Это какой-то треш. Людям несут огромные деньги, а они их даже не считают! Блин, где такие берутся еще а?
Да таких наверное 90%. Я знаю даже гораздо более дикие истории.
Ещё круче конечно то, что два собственника себе начальника взяли.