Деятельность каждого банка — это ежедневный труд целого ряда высококвалифицированных специалистов. Организация своей профессиональной деятельности помогает умножать финансы своих клиентов и себя самого. Это в идеале. Но как сделать так, чтобы это действительно работало? Начать нужно с того, на какой срок и с какой периодичностью нужно писать стратегию? Этот вопрос как никогда актуален последние несколько лет. И, скорее всего, тенденция на быстрые и постоянные изменения сохранится надолго. Но вы сами ответите на этот вопрос, если распишите 4 критерия:1. Влияние внешних факторов. Каждая ниша зависима он условий внешней среды. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание – это общая динамика рынка. И это нам поможет определить стратегический срок. 2. Технологический цикл продукта. Это зависит от того, сколько длится разработка определённого продукта, вывод его на рынок и продолжительность жизни продукта. 3. Самооценка Необходимо оценить масштабы задач для банка, ресурсы на реализацию и уже имеющиеся достижения в бэкграунде. Это поможет поставить здравые сроки для составления и реализации стратегии. 4. Определение целей От того, какие задачи вы изначально поставили будет зависит срок. Думаю, здесь всё понятно. Большие цели — большие сроки и наоборот. Так, например, 2022 год очень сильно повлиял на разработку и реализацию стратегии разных компаний. Ниже вы можете посмотреть вызовы и их значения, который особенно актуальны сегодня.Теперь, чтобы перейти к непосредственно написанию стратегии, предлагаю дать ответы на вопросы. Это подтолкнёт вас на мысль — нуждаетесь ли вы в помощи специалистов или всё же обойдётесь своими силами: - Чем отличается ваш Банк от Банка-конкурента в глазах целевой аудитории? - Какие из этих преимуществ являются важными для вашего клиента? - Как это преимущество может привлечь остальную часть аудитории? - Каким образом вы можете описать свой Банк и каким образом это могут сделать ваши клиенты? Есть ли разница? Можете начать с опроса своих сотрудников в разумных департаментах вашего Банка, сравнить ответы между собой.Это поможет собрать объективную картину и ответить на вопрос: «Есть ли у вас единая стратегия, по которой работает весь Банк?»Если нет, то скорее всего вам нужна помощь экспертов. Я готова поделиться с вами рекомендациями, как сделать первый шаг к работающей стратегии вашего банка. 1.Первое, что делаем — проводим подробнейший анализ.Вам необходимо расписать PEST и SWOT анализы. Они довольно подробно помогут вам определить внешние угрозы и ваш потенциал, сильные и слабые стороны.2. Вторым этапом будет организация стратегической сессии.Стратегическая сессия – это многоуровневая встреча, динамикой и результатом которой управляет опытный внешний эксперт — стратег. В ней должны участвовать руководители направлений производства и продаж, собственники, ключевые сотрудники отделов, а также привлечённые консультанты. В ходе встречи вы формируете стратегическое видение, выбираете направление развития и формы реализации поставленных целей. Последующие шаги будут исходить из данного этапа. 3. Третий этап — определение точки B. Вам необходимо набросать очень много тезисов, которые будут описывать «ваш идеальный банк будущего». Потом получившиеся тезисы вы объединяете в подгруппы, подгруппы в группы, пока у вас не получится максимум 5 определений вашего будущего банка — точки В. 4. Четвёртым этапом будет непосредственно написание самой стратегии.Вот вам базовый чек-лист компонентов, которые обязательно должны быть проработаны в вашей стратегии:1. Компоненты коммерческой модели: ▫ Кто ваши текущие клиенты? Кого хотите привлечь? В каких регионах? Какие основные запросы и потребности ваших клиентов? ▫ Какие продукты и решения вы можете предложит уже сейчас актуальные для ваших клиентов? ▫ В каких каналах ваши клиенты готовы взаимодействовать с вашим банковым? Какой уровень зрелости ваших каналов? ▫ Какая модель продаж и сервисная модель у вас должны быть чтобы ваши клиенты были удовлетворены? ▫ Где вы будет искать своих клиентов? Какая маркетинговая стратегия (каналы и инструменты привлечения, какие бюджеты необходимы)? 2. Компоненты операционной модели! Важно помнить, что операционная модель должна помогать в реализации коммерческой. Именно её вы адаптируете, а не наоборот! ▫ Какая организационная структура вашей компании даст возможность быстро прийти к вашим целям? ▫ Какая функциональная модель (какие функции и в каком количестве) нужна вашему банку для реализации стратегических инициатив? ▫ Какая ИТ-инфраструктура у вас уже есть? Что необходимо модернизировать? Что остаётся в избытке и лучше отказаться от затрат? ▫ Какие бизнес-процессы уже есть, а какие предстоит реализовать? В каком виде, чтобы соответствовать запросам клиентов? ▫ Какие риск аппетиты у вашего банка должны быть, чтобы достичь целей по клиентской массе в кредитных портфелях? Что для этого надо сделать? Смотрите не только на «как снизить риск», но и на то, какой уровень риска вы можете допустить, чтобы ваш портфель, а соответственно прибыль росла — «риск/доходность»▫ И наконец, какие метрики эффективности и показатели будут оценивать эффективность реализации вашей стратегии и каждого участника в частности? Здесь вам необходимо хорошо подумать над такими сущностями как «стратегические карты» и их декомпозицию через «систему сбалансированных показателей» — без этого ваша стратегия будет сложно контролируемая и вероятность её реализации будет очень низкой.Стратегические вехи определены, переходим к оцифровке стратегии.Главным инструментом здесь выступает стратегическая карта, которая поможет вам правильно оформить и структурировать стратегические цели вашего банка. Стратегическая карта — это инструмент/документ, который раскладывает общие цели банка на 4 базовых перспективы, определяя взаимосвязи между ними: 1. финансы 2. клиенты 3. процессы 4. персонал ! Основная ценность в карте — сам процесс её создания, а не её существование! Итак, начнём с декомпозиции. Расписываем каждую перспективу по пунктам. 1. Финансы:▫ привлечение ресурсов на развитие и продвижение новых продуктов и услуг; ▫ инвестирование в системы и инфраструктуру; ▫ создание и развитие клиентской базы; ▫ увеличение объема услуг и товаров; ▫ увеличение показателей прибыльности. Цели финансовой составляющей — экономические итоги успешной стратегии. Здесь важно установить равновесие между ростом прибыли и производительностью. Чтобы добиться роста доходов, требуется значительно больше времени, чем для повышения производительности. Рекомендую финансовый компонент стратегии развивать в долгосрочный рост, а производительность — в краткосрочные показатели. Но всё делается индивидуально для каждого банка, поэтому лучше проконсультироваться со мной в личных сообщениях. 2. Клиенты:▫ повышение степени удовлетворенности клиентов; ▫ минимизация числа упущенных клиентов; ▫ увеличение прибыльности операций с клиентами; ▫ расширение базы клиентов; ▫ занятие позиции признанного лидера на рынке по новым видам продукции; ▫ выбор целевого клиента; ▫ завоевание целевого клиента; ▫ достижение определенной доли рынка в целевых сегментах. Здесь важно отразить, каким образом организация намеревается создать дифференцированную устойчивую стоимость для разных целевых сегментов потребителей. Для этого определяем целевые сегменты потребительского рынка и показатели результатов их деятельности с точки зрения именно клиентов.3. Процессы ⤵▫ сокращение времени обслуживания клиентов; ▫ улучшение системы планирования; ▫ усовершенствование процесса продаж; ▫ диверсификация бизнеса/освоение новых видов продуктов и услуг, смежных с существующими видами; ▫ устранение излишней бюрократизации процессов; ▫ улучшение системы документооборота отделения. ! Данная составляющая формулирует, какими способами следует реализовывать избранную стратегию Эти внутренние процессы мы классифицируем в группы: ◻ Управления производством: ▫ приобретение сырья у поставщиков; ▫ превращение сырья в готовый продукт; ▫ сохранение клиентской базы; ▫ развитие и расширение бизнеса с клиентами. Мы описываем свойства клиента, которые делают его привлекательным для компании. ◻ Инновационные процессы: ▫ определение возможностей новых продуктов и услуг; ▫ управление портфелем разработки и продвижения новых продуктов и услуг; ▫ разработка и продвижение новых продуктов и услуг на рынки; ▫ внедрение и продвижение новых продуктов и услуг на рынок. ! Успех = продукт, привлекательный для целевого сегмента, который можно производить с постоянным качеством, выводить его на рынок и получать прибыль! ◻ Законодательные и социальные процессы: ▫ окружающая среда; ▫ безопасность; ▫ здоровье; ▫ трудоустройство; ▫ инвестиции в развитие высокого общества. ! Здесь мы стараемся не только соблюдать законы и нормы, но создавать свои, прописывая это в самой стратегии! 4. Персонал:▫ дополнительное обучение персонала; ▫ усовершенствование информационных технологий и систем; ▫ создание качественной взаимосвязи между организационными процедурами и ежедневными операциями. Расписав данные стратегические цели, которые вытекают одна из другой в том порядке, в котором я указала, вы сможете сделать основу для стратегической карты.Также мы обязательно указываем связи между направлениями и коротко поясняем каждую связь. Далее вы уже исходите из вопросов своего банка и дописываете свои стратегические цели.Но при разработке стратегических целей важно придерживаться следующего:▫ для 1 перспективы — не более 4–5 целей; ▫ необходимо использовать максимально конкретные формулировки целей; ▫ очень важно, чтобы вся команда была вовлечена в создание карты. Для этого необходимо провести индивидуальные интервью с ключевыми работниками отделений. Здесь собрана вся необходимая информация по разработке стратегии. Изучайте и применяйте на практике. Своим мнением и результатами работы можете поделиться в комментариях — всегда рада обратной связи.__________________________Чтобы получать ещё больше полезного материала для роста эффективности вашего Банка, загляните в телеграм-канал Banks_inside, где я регулярно делюсь самыми важными и актуальными практиками из своей практической экспертизы.