Что сделать, чтобы стратегия работала на вас и ваш Банк?

Что сделать, чтобы стратегия работала на вас и ваш Банк?

Деятельность каждого банка — это ежедневный труд целого ряда высококвалифицированных специалистов. Организация своей профессиональной деятельности помогает умножать финансы своих клиентов и себя самого. Это в идеале. Но как сделать так, чтобы это действительно работало?

Начать нужно с того, на какой срок и с какой периодичностью нужно писать стратегию?

Этот вопрос как никогда актуален последние несколько лет. И, скорее всего, тенденция на быстрые и постоянные изменения сохранится надолго. Но вы сами ответите на этот вопрос, если распишите 4 критерия:

1. Влияние внешних факторов.

Каждая ниша зависима он условий внешней среды. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание – это общая динамика рынка. И это нам поможет определить стратегический срок.

2. Технологический цикл продукта.

Это зависит от того, сколько длится разработка определённого продукта, вывод его на рынок и продолжительность жизни продукта.

3. Самооценка

Необходимо оценить масштабы задач для банка, ресурсы на реализацию и уже имеющиеся достижения в бэкграунде. Это поможет поставить здравые сроки для составления и реализации стратегии.

4. Определение целей

От того, какие задачи вы изначально поставили будет зависит срок. Думаю, здесь всё понятно. Большие цели — большие сроки и наоборот.

Так, например, 2022 год очень сильно повлиял на разработку и реализацию стратегии разных компаний. Ниже вы можете посмотреть вызовы и их значения, который особенно актуальны сегодня.

Что сделать, чтобы стратегия работала на вас и ваш Банк?

Теперь, чтобы перейти к непосредственно написанию стратегии, предлагаю дать ответы на вопросы. Это подтолкнёт вас на мысль — нуждаетесь ли вы в помощи специалистов или всё же обойдётесь своими силами:

- Чем отличается ваш Банк от Банка-конкурента в глазах целевой аудитории?

- Какие из этих преимуществ являются важными для вашего клиента?

- Как это преимущество может привлечь остальную часть аудитории?

- Каким образом вы можете описать свой Банк и каким образом это могут сделать ваши клиенты? Есть ли разница?

Можете начать с опроса своих сотрудников в разумных департаментах вашего Банка, сравнить ответы между собой.

Это поможет собрать объективную картину и ответить на вопрос: «Есть ли у вас единая стратегия, по которой работает весь Банк?»

Если нет, то скорее всего вам нужна помощь экспертов. Я готова поделиться с вами рекомендациями, как сделать первый шаг к работающей стратегии вашего банка.

1.Первое, что делаем — проводим подробнейший анализ.

Вам необходимо расписать PEST и SWOT анализы. Они довольно подробно помогут вам определить внешние угрозы и ваш потенциал, сильные и слабые стороны.

Что сделать, чтобы стратегия работала на вас и ваш Банк?
Что сделать, чтобы стратегия работала на вас и ваш Банк?

2. Вторым этапом будет организация стратегической сессии.

Стратегическая сессия – это многоуровневая встреча, динамикой и результатом которой управляет опытный внешний эксперт — стратег.

В ней должны участвовать руководители направлений производства и продаж, собственники, ключевые сотрудники отделов, а также привлечённые консультанты.

В ходе встречи вы формируете стратегическое видение, выбираете направление развития и формы реализации поставленных целей.

Последующие шаги будут исходить из данного этапа.

3. Третий этап — определение точки B.

Вам необходимо набросать очень много тезисов, которые будут описывать «ваш идеальный банк будущего».

Потом получившиеся тезисы вы объединяете в подгруппы, подгруппы в группы, пока у вас не получится максимум 5 определений вашего будущего банка — точки В.

4. Четвёртым этапом будет непосредственно написание самой стратегии.

Вот вам базовый чек-лист компонентов, которые обязательно должны быть проработаны в вашей стратегии:

1. Компоненты коммерческой модели:

▫ Кто ваши текущие клиенты? Кого хотите привлечь? В каких регионах?

Какие основные запросы и потребности ваших клиентов?

▫ Какие продукты и решения вы можете предложит уже сейчас актуальные для ваших клиентов?

▫ В каких каналах ваши клиенты готовы взаимодействовать с вашим банковым? Какой уровень зрелости ваших каналов?

▫ Какая модель продаж и сервисная модель у вас должны быть чтобы ваши клиенты были удовлетворены?

▫ Где вы будет искать своих клиентов? Какая маркетинговая стратегия (каналы и инструменты привлечения, какие бюджеты необходимы)?

2. Компоненты операционной модели

! Важно помнить, что операционная модель должна помогать в реализации коммерческой. Именно её вы адаптируете, а не наоборот!

▫ Какая организационная структура вашей компании даст возможность быстро прийти к вашим целям?

▫ Какая функциональная модель (какие функции и в каком количестве) нужна вашему банку для реализации стратегических инициатив?

▫ Какая ИТ-инфраструктура у вас уже есть? Что необходимо модернизировать?

Что остаётся в избытке и лучше отказаться от затрат?

▫ Какие бизнес-процессы уже есть, а какие предстоит реализовать? В каком виде, чтобы соответствовать запросам клиентов?

▫ Какие риск аппетиты у вашего банка должны быть, чтобы достичь целей по клиентской массе в кредитных портфелях? Что для этого надо сделать?

Смотрите не только на «как снизить риск», но и на то, какой уровень риска вы можете допустить, чтобы ваш портфель, а соответственно прибыль росла — «риск/доходность»

▫ И наконец, какие метрики эффективности и показатели будут оценивать эффективность реализации вашей стратегии и каждого участника в частности?

Здесь вам необходимо хорошо подумать над такими сущностями как «стратегические карты» и их декомпозицию через «систему сбалансированных показателей» — без этого ваша стратегия будет сложно контролируемая и вероятность её реализации будет очень низкой.

Стратегические вехи определены, переходим к оцифровке стратегии.

Главным инструментом здесь выступает стратегическая карта, которая поможет вам правильно оформить и структурировать стратегические цели вашего банка.

Стратегическая карта — это инструмент/документ, который раскладывает общие цели банка на 4 базовых перспективы, определяя взаимосвязи между ними:

1. финансы

2. клиенты

3. процессы

4. персонал

! Основная ценность в карте — сам процесс её создания, а не её существование!

Итак, начнём с декомпозиции. Расписываем каждую перспективу по пунктам.

1. Финансы:

▫ привлечение ресурсов на развитие и продвижение новых продуктов и услуг;

▫ инвестирование в системы и инфраструктуру;

▫ создание и развитие клиентской базы;

▫ увеличение объема услуг и товаров;

▫ увеличение показателей прибыльности.

Цели финансовой составляющей — экономические итоги успешной стратегии.

Здесь важно установить равновесие между ростом прибыли и производительностью. Чтобы добиться роста доходов, требуется значительно больше времени, чем для повышения производительности.

Рекомендую финансовый компонент стратегии развивать в долгосрочный рост, а производительность — в краткосрочные показатели.

Но всё делается индивидуально для каждого банка, поэтому лучше проконсультироваться со мной в личных сообщениях.

2. Клиенты:

▫ повышение степени удовлетворенности клиентов;

▫ минимизация числа упущенных клиентов;

▫ увеличение прибыльности операций с клиентами;

▫ расширение базы клиентов;

▫ занятие позиции признанного лидера на рынке по новым видам продукции;

▫ выбор целевого клиента;

▫ завоевание целевого клиента;

▫ достижение определенной доли рынка в целевых сегментах.

Здесь важно отразить, каким образом организация намеревается создать дифференцированную устойчивую стоимость для разных целевых сегментов потребителей.

Для этого определяем целевые сегменты потребительского рынка и показатели результатов их деятельности с точки зрения именно клиентов.

3. Процессы ⤵

▫ сокращение времени обслуживания клиентов;

▫ улучшение системы планирования;

▫ усовершенствование процесса продаж;

▫ диверсификация бизнеса/освоение новых видов продуктов и услуг, смежных с существующими видами;

▫ устранение излишней бюрократизации процессов;

▫ улучшение системы документооборота отделения.

! Данная составляющая формулирует, какими способами следует реализовывать избранную стратегию

Эти внутренние процессы мы классифицируем в группы:

◻ Управления производством:

▫ приобретение сырья у поставщиков;

▫ превращение сырья в готовый продукт;

▫ сохранение клиентской базы;

▫ развитие и расширение бизнеса с клиентами.

Мы описываем свойства клиента, которые делают его привлекательным для компании.

◻ Инновационные процессы:

▫ определение возможностей новых продуктов и услуг;

▫ управление портфелем разработки и продвижения новых продуктов и услуг;

▫ разработка и продвижение новых продуктов и услуг на рынки;

▫ внедрение и продвижение новых продуктов и услуг на рынок.

! Успех = продукт, привлекательный для целевого сегмента, который можно производить с постоянным качеством, выводить его на рынок и получать прибыль!

◻ Законодательные и социальные процессы:

▫ окружающая среда;

▫ безопасность;

▫ здоровье;

▫ трудоустройство;

▫ инвестиции в развитие высокого общества.

! Здесь мы стараемся не только соблюдать законы и нормы, но создавать свои, прописывая это в самой стратегии!

4. Персонал:

▫ дополнительное обучение персонала;

▫ усовершенствование информационных технологий и систем;

▫ создание качественной взаимосвязи между организационными процедурами и ежедневными операциями.

Расписав данные стратегические цели, которые вытекают одна из другой в том порядке, в котором я указала, вы сможете сделать основу для стратегической карты.

Также мы обязательно указываем связи между направлениями и коротко поясняем каждую связь. Далее вы уже исходите из вопросов своего банка и дописываете свои стратегические цели.

Но при разработке стратегических целей важно придерживаться следующего:

▫ для 1 перспективы — не более 4–5 целей;

▫ необходимо использовать максимально конкретные формулировки целей;

▫ очень важно, чтобы вся команда была вовлечена в создание карты. Для этого необходимо провести индивидуальные интервью с ключевыми работниками отделений.

Здесь собрана вся необходимая информация по разработке стратегии. Изучайте и применяйте на практике. Своим мнением и результатами работы можете поделиться в комментариях — всегда рада обратной связи.

__________________________

Чтобы получать ещё больше полезного материала для роста эффективности вашего Банка, загляните в телеграм-канал Banks_inside, где я регулярно делюсь самыми важными и актуальными практиками из своей практической экспертизы.

22
Начать дискуссию