Из лаборатории в рынок – как довести идеи до продукта
Вывод на рынок высокотехнологичной продукции требует отдельной инфраструктуры. Небольшим компаниям проще воспользоваться уже существующими бизнес-инкубаторами, но крупным производствам стоит подумать о строительстве собственных «песочниц». Как это работает, рассказывает на примере инновационного химического холдинга ВХЗ.31 его управляющий партнер, инвестор Илья Горбатский.
Ближе к бизнесу
Одна из главных проблем современных научных разработок заключается в том, что они не «упакованы» под рыночные запросы. Промышленники просто не видят многие крутые идеи научного мира, ученые же, в свою очередь, не знают, как правильно и кому презентовать свои наработки.
Конечно, у крупных компании есть собственные исследовательские центры, которые генерируют «профильный контент». Например, у рынка есть запрос на создание биоразлагаемых пластиков. Над технологией бьются сотни ученых. Но успех будет сопутствовать не тому, кто первый даст правильный ответ, а тому, кто первым доберется до промышленного потребителя этой идеи. В данном случае, исследовательскому центру ВХЗ было не так сложно добраться до материнской структуры.
Кастинг стартапов
Промышленники не меньше ученых заинтересованы в скором доступе к их идеям и технологиям, но поиск не может быть абстрактным. Нужны четкие задачи и строгие фильтры. В нашем случае роль последних выполняет само научное сообщество. Речь идет о программе РХТУ им. Менделеева, направленной на развитие высокотехнологичных стартапов в области химии, биотехнологии, экологии и цифровых решений – Mendeleev START.
Бизнес задает направление – проекты по экологии и зеленой химии. Ученые начинают поиск – объявляют конкурс. Всего на него поступило 35 заявок из различных регионов страны. В их числе были решения по сортировке мусора, организация переработки вторичного пластика с получением новых продуктов, обращение с углекислым газом, разработка систем мониторинга экологического состояния городов и переработка промышленных отходов.
Из них всего трое победителей были приглашены в преакселерационную программу Mendeleev START, для доработки проектов и последующей презентации крупным промышленным партнерам программы.
Своя «песочница»
Предпродажная обкатка и упаковка идеи происходят в акселераторе. Сеичас здесь представлены 10 проектов – те, что попали сюда на конкурсной основе, а также благодаря постоянному внутреннему поиску проектов силами команды ВХЗ.31. Эксперты компании прослеживают тренды, находят пустующие ниши на рынке и активно взаимодеиствуют с научным сообществом и различными ассоциациями, которые помогают собрать команду под соответствующий проект.
Именно здесь исследовательские команды и стартапы дорабатывают технологии, масштабируют проекты, тестируют их устоичивость и возможность запуска на базе холдинга. Здесь же работают над привлечением стратегических партнеров для дальнеишего развития бизнеса. Участники программы получают помощь холдинга в построении эффективной бизнес модели, а также в поиске рынков сбыта, заказчиков и инвесторов.
Каждый проект, приходящий в «песочницу» проходит скрининг и предварительную оценку по ключевым факторам, таким как: предельный экономический эффект от реализации проекта, компетенции и потенциал команды, размер рынка, конкурентная ситуация, степень инновационности технологии и ее готовности к внедрению, а также потенциальный срок реализации решения.
Все это помогает успешному выводу на рынок новых продуктов и технологии. Холдингу же создание таких фильтров позволяет отслеживать новейшие научные тенденции по профильным направлениям и оказывать поддержку сторонним компаниям в проведении научных исследований и внедрении инновационных решений, вплоть до производства конкретной продукции.