Учет личных финансов простым языком
До 30 лет я не понимал, как управляться с финансами. С одной стороны я знал и слышал про то, что надо откладывать, про то, что надо считать доходы и расходы и про то, что расходы не должны превышать доходы. Всё это понятно и логично, но с этими знаниями я всё равно довольно часто оставался без денег. Часто было такое, что мне ни на что не хватало.
В результате к текущему моменту времени у меня родился подход, который работает в моём случае. Капитал растёт, на всё хватает и при этом нет напряженности из-за того, что на чём-то приходится сильно экономить. Полная прозрачность и предсказуемость.
Я считаю, что такой подход должен знать и использовать каждый специалист, зарабатывающий выше среднего. Понятно, что каждый может адаптировать его под себя, но в целом он работает в случае выполнения того, что я опишу.
Шаг № 1: обязательные расходы
Зачастую обычный человек держит обязательные расходы в голове. То есть он знает, что нужно оплачивать квартиру, бензин, еду и т. п. Но есть много мелочей, типа интернета и мобильной связи, парикмахерской и проч. , на которые места в голове не хватит. Поэтому первым шагом мы должны выписать все категории расходов обязательных минимальных платежей. У меня это выглядит так (по состоянию на март 2023 года) .
В таблице есть 3 колонки: план — планируемые расходы на месяц, факт — фактические расходы за месяц, которые уже были в нём, осталось — сколько ещё можем потратить на эту категорию в соответствии с планом. Последний столбец — это разница между первым и вторым столбцом.
Данная таблица — это ваш бюджет и вы не должны его превышать. Если вы его превышаете, вам не будет хватать на остальное. А что остальное? Идём дальше.
Шаг № 2: доходы
Следующим этапом создаём таблицу, чтобы мы могли запланировать предстоящие доходы, это обязательный шаг, когда источников дохода становится несколько.
Тут тоже 2 колонки, план и факт. Аналогично предыдущей таблице. Это нужно для расчёта, сколько денег направлять на свои отдельные фонды помимо основного бюджета. Ну и в целом полезно понимать для мотивации для работы по увеличению своего дохода.
Шаг № 3: резерв и накопления
Здесь мы прописываем, сколько процентов от поступающих доходов мы направляем, чтобы формировать финансовую подушку безопасности или накопления для крупных финансовых целей. В идеале заложить коэффициент от всего поступающего дохода, но так, чтобы хватало на бюджет и остальные фонды.
Здесь добавляются дополнительные столбцы, так как средства копятся с прошлых периодов и месяцев. В столбец «Было на счету» заносим, сколько накоплено в начале месяца, а в таблице «Баланс» отображаем итоговую сумму с учетом текущих зачислений.
В идеале сформировать финансовую подушку в резерве так, чтобы вам хватило минимум на 6 месяцев проживания, если вы лишитесь всех источников доходов. Резерв — это те деньги, которые не должны тратиться и расчитывать на них не стоит. Резерв как раз и нужен только на критичный случай.
Шаг № 4: не забыть про себя
Всё выше — это не ваши деньги. Грубо говоря часть поступающего дохода не принадлежит вам и важно это осознавать. Вряд ли вы получаете удовольствие и наполняетесь, когда платите за бензин или квартиру. Чтобы энергии и ресурса хватало и вы наполнялись силами, с дохода нужно выделять деньги на свои пожелания.
Если вы один, счёт тоже может быть один. Но так как я живу с девушкой, у нас тут 3 фонда, один счёт её, второй — мой, а третий — общий на наши общие спонтанные пожелания, например — сходить в театр или кальянную.
Это те счета, которые могут быть не подконтрольны. Девушка распоряжается своим по своему усмотрению, я своим по своему и мы не обязаны за эти счета отчитываться.
Скажу больше, работая над увеличением дохода, ориентируйтесь не на уровень дохода, а именно на то, сколько денег остается на этом счету лично для вас. Это и должно мотивировать.
Как же сюда поступают деньги? Есть весь доход, с него идет на резерв и цели, далее на бюджет. И когда на бюджет вся сумма появилась, средства направляются уже сюда в соответствии с указанными в таблице коэффициентами. Ну или без коэффициента, если вы один.
Шаг № 5: последняя табличка по фиксации операций
Справа от всего этого делаю табличку по транзакциям, которые расписываю по каждой дате, можно каждый день, можно раз в неделю.
Суммы из этой таблички вбиваются с помощью формул в таблицы бюджета, личные фонды и резервы. Так будет удобнее следить за денежным потоком, чтобы не упустить ничего. Ну и это помогает не запутаться и понимать, что внесено, а что — нет.
Шаг № 6: самый главный
Это итоговый файл с учетом всех рассмотренных таблиц на одном листе в Excel, считать очень удобно без всяких приложений, кроме самого приложения банка.
Постарайтесь при всей этой модели финансового учета не держать все деньги на одном счету. Поначалу у меня на бюджет был один счёт, на пожелания второй, на резервы и цели третий. Это все равно было не удобно для подсчетов и быстрого анализа, поэтому идеальная картина, когда на каждый фонд у вас отдельный счёт.
Так меньше рисков, что вы выйдете за рамки бюджета по какому либо из фондов. Да и когда на личном счете денег становится мало, мозг срочно придумывает варианты увеличить общий доход. За счет такого подхода растет общий доход, растет резерв, быстрее достигаются цели и в целом капитал также быстро увеличивается.
Как вам?
Пишите свои комментарии и задавайте вопросы. Вообще насколько вам было полезно? Конечно же не стоит забывать о дисциплине. Можно сделать много таблиц, но если нет дисциплины и есть много эмоциональных покупок, всё это может не сработать.