Чёрного кобеля не отмоешь добела, или Почему контрабанда не равно бизнес
«Зинин Бизнес Хаб» за время своего существования повидал много бизнесов и бизнесменов, весь калейдоскоп стартапов разной степени успешности. Но в коллективной памяти ярче других сияют воспоминания о, как мы их называем, бизнес-фриках. Поясню на коротких примерах.
Был у нас директор и владелец IT-компании, разрабатывавшей софт для самого Яндекса. Этот топ-менеджер испытывал невероятное волнение почти по любому вопросу, регулярно напрашивался к нам на личную консультацию и каждый раз приходил… с мамой! Сын-бизнесмен сидел перед нами, задавал общий вопрос, получал ответ, затем за его спиной оживлялась мама и уточняла все нюансы, попутно поясняя бизнес-недорослю, что именно и как нужно делать. На том и расходились.
Ещё пример. «Парни СП», частые гости в нашем «Бизнес Хабе». СП – это совместное предприятие, к участию в котором нас планировали привлечь, хотя тут точнее была бы формулировка «втравить». С нас, как водится — инвесторы, юридическая и финансовая схемы, учёт, налоги, а с парней — уникальная идея и невиданный энтузиазм, соседствующий со столь же невиданным невежеством во всех вопросах.
Ну и особое место в нашем сердце занимает всякого рода мелкое жулье калибра Паниковского из нетленного произведения Ильфа и Петрова. Эти товарищи строят отели на Бали и Сейшелах, пробивают кредиты, берут в лизинг оборудование стоимостью в сотни миллионов, название которого даже выговорить не могут. И при этом стреляют у тебя сигарету на перекуре. Банальные обнальщики, мнящие себя Уоренами Баффетами и Аль Капоне одновременно.
Третьего дня довелось нам иметь дело с очередным бизнес-фриком. Всё бы ничего, но это уже третий аналогичный запрос буквально за пару недель!
Сам коммерсант обозначил свою самодеятельность как импорт и продажу гаджетов. Суть же этой «гениальной» схемы состоит в следующем.
Едем в Китай, покупаем там гаджет, который даже с учётом колебания курсов валют стоит там процентов на 50 дешевле, чем в России.
Везем это сокровище через две таможни, делая вид, что купили для себя. Сразу оговорюсь, что один гаджет мы рассматриваем исключительно для примера. Понятное дело, что если товар недорогой, то в пределах допустимых лимитов провозить можно значительно больше, да и ходок, ясное дело, задействован не один… иначе что это за бизнес такой?!
Итак, доставили заморскую диковинку домой, посчитали расходы на перелёт, проживание и т. п. Получилось, что гаджет можно продать процентов на 15-20 дешевле, чем в федеральных розничных сетях, при этом получив неплохую маржу.
Товар продается без лишней волокиты напрямую от физлица физлицу, без оформления чеков, накладных и прочей лабуды. А ведь какая находка, да?! Не нужно регистрировать ИП или юрлицо, никакой мороки с кассой или бухгалтерией, никаких пошлин-налогов. Можно и самому сэкономить, и покупателю цену снизить, увеличив тем самым оборот.
Вот так бизнес – загляденье! Но что же привело цифрового воротилу к ZиNиN-у? Вроде бы живи да радуйся. Но оказалось, что не все покупатели готовы ТАК работать. Как назло, именно мелкие и средние оптовики, готовые сразу в кэш выкупить серьезную партию, требуют эту самую волокиту с документами, налогами и бухгалтерией.
«Так и как мне обелить оборот и удовлетворить запросы важных покупателей, которые, в свою очередь, готовы удовлетворить мою потребность в деньгах?» – задал нам свой вопрос коммерсант.
Закусив губу, дабы сдержать смех, консультант ZиNиN-а попытался объяснить, что, если взять формулировку «импорт и продажа», а затем разобрать ее по частям, то получим:
· импорт – это ввоз товаров на таможенную территорию РФ с целью последующей реализации данных товаров внутри РФ. Для этого товар необходимо растаможить, уплатив таможенный НДС (20%) и полагающиеся пошлины (зависят от таможенного кода декларируемого товара). В итоге вы получите от таможни ГТД (грузовую таможенную декларацию), в которой будет стоять отметка «Выпуск разрешен».
На всякий случай уточню, что таможенный НДС платить придется независимо от применяемого режима налогообложения – будь то УСН или общий режим налогообложения.
Кроме того, каждый раз, когда вы будете выгружать гаджеты оптовикам (и не только), в отгрузочных документах вы будете вынуждены указывать номер этой самой ГТД напротив каждой строчки с товаром, не забыв, естественно, указать страну происхождения – Китай.
Также стоит обратить внимание на то, что весь этот товар является прослеживаемым товаром и подлежит отражению в специальном государственном софте типа ЕГАИС. Впрочем, об этом пока рано думать, тут бы сперва базовые принципы осознать!
· продажа, несмотря на всю банальность процесса, требует формального оформления бизнеса в виде юридического лица или ИП, а это, в свою очередь, подразумевают расчёт и уплату налогов, а этим занимается бухгалтерия.
В сухом остатке получаем:
1) Таможенный НДС = +20% к себестоимости.
Тут надо пояснить: таможенный НДС, конечно же можно вернуть, но!
Во-первых, его нужно заплатить до ввоза товаров своими деньгами, а их надо скопить и заморозить, фактически, до момента продажи товара.
Во-вторых, сумма НДС неизбежно отразится в прайсе на товар. Если вы применяете УСН, то НДС, в принципе, добавится к себестоимости. На общем режиме можно хитрить, указывая сумму без НДС, но на нормального оптовика эта хитрость не подействует.
2) Налогообложение финансового результата (прибыли) по итогам непосильного труда. Как ни крути, а продавать будете с прибылью, и с этой самой прибыли надо будет платить налог, в зависимости от режима налогообложения: либо 15% УСН, либо 20% НДС и 20% налога на прибыль.
3) Увеличение накладных расходов: бухгалтерия, расчётно-кассовое обслуживание и т. п. — всё это «упадет» в себестоимость и должно быть учтено в ценовой политике.
Услышав всё это, горе-коммерсант взорвался: «Да вы бредите! Такого не может быть! Как-то же работают М.Видео, Эльдорадо и мой друг Вазген, открывший ИП для торговли картофаном?!»
Консультант ZиNиN-а от такого напора немного смутился. Робко попытался объяснить банальности уровня «закон есть закон, и ничего не поделаешь».
«Как такое может быть, чтобы у меня товар в закупке стоил дороже, чем он стоит на витрине в DNS?!», — не унимался бизнес-фрик.
В общем, пришлось консультанту буквально в мелкую кашицу разжевать прописные истины.
Дело в том, что цена на прилавках гигантов вроде М.Видео и Эльдорадо складывается из себестоимости и наценки (прибыли), которую продавец желает получить или которая необходима для покрытия накладных расходов и безбедной жизни владельца. Имея серьезный капитал и связи в банковском секторе, оптовики могут производить огромные закупки у производителей и требовать с них наименьшую цену и серьезную отсрочку платежа. Это позволяет им покрывать расходы не только на таможню, но и на содержание торговых и складских площадей, логистику и т. п.
Остальные же, не имея таких возможностей, покупают товар у производителя по фактически розничной или близкой к ней цене. Поэтому мелкие ретейлеры берут не ценой, а сервисом и прочими плюшками, типа продажи дизайнерских чехлов к телефону с наценкой 300%, при том, что сам телефон продается хорошо, если не в минус.
Но если вы пытаетесь просто привезти товар и просто продать, то конкуренции с крупными сетями вы просто не выдержите. Дело тут не в товаре и не в Эльдорадо с М.Видео, дело в принципе. Даже если вы попробуете сделать то же самое с мешком картошки, вы обнаружите, что без всякой таможни на овоще-базе или у фермера этот мешок будет вам предложен по примерно той же цене, по которой он уже лежит на прилавке в Ленте или Магните.
А тезис нашего бизнес-фрика о том, что если всё официально растаможить и заплатить все налоги, то цена гаджета будет такая заоблачная, что его либо никто не купит, либо продавать придется в серьезный минус, говорит о том, что занимается не импортом и торговлей, а банальной контрабандой.
Как только вы попытаетесь обелить контрабанду, она закономерно потеряет смысл и перестанет приносить прибыль. Потому что наш герой зарабатывает вовсе не на продаже смартфонов или моноблоков, а на недоплате пошлин и налогов – это и есть его «бизнес». И если к его сопровождению привлечь «Зинин Бизнес Хаб», то это уже будет «бизнес» в составе группы лиц по предварительному сговору. А на такое мы согласиться никак не можем. Увы.
Это всё наш консультант объяснил воротиле «импорта и продаж». И тот, кажется, прозрел. Но виду не подал, отпустил несколько острот в адрес «ZиNиN Бизнес Хаб», саркастически хмыкнул, и ушел. Да и попутного ветра в его сутулую контрабандистскую спину.
А вам случалось пересекаться с подобными мутными персонажами? Или, возможно, попадались бизнес-фрики поинтереснее? В общем, приглашаю в комментарии!