Отчёт о движении денежных средств. Что в него входит и как составлять?
Привет! Меня зовут Иван Шестак, редактор сервиса управленческого учёта «Финансист». Мы говорим про деньги компаний простыми словами и даём пищу для ума предпринимателями и финансистам.
Каждый собственник хочет, чтобы его дело приносило максимальную прибыль. Сделать бизнес управляемым и уберечь предпринимателя от фатальных ошибок может управленческий учёт. Он базируется на трёх отчётах. В этом материале расскажем об отчёте о движении денежных средств.
Материал написан для блога «Помощник финансиста».
Сразу сделаем ремарку. Отчёт о движении денежных средств (ОДДС) и два других базовых отчёта (отчёт о прибылях и убытках и балансовый отчёт) — не являются константой. Для конкретной компании количество важных отчётов может быть как больше, так и меньше.
Например, некоторые виды бизнеса невозможно вести без платёжного календаря или реестра сделок. А условному копирайтеру на фрилансе, наоборот, не нужно заниматься балансовой отчётностью.
Но для начала поговорим об ОДДС, поскольку это первый по важности отчёт для бизнеса.
Отчёт о движении денежных средств
Вести предпринимательскую деятельность без ОДДС — всё равно что выводить в море рыболовную лодку, не зная сколько у тебя топлива и укомплектовано ли судно снастями. Хотя отчёт показывает только движение денег в организации — сколько и от кого приходит, сколько и куда уходит — предприниматель не может успешно вести бизнес, не зная о состоянии расчётного счёта и истории поступлений и списаний.
Денежные средства при этом могут быть выражены в разной форме:
- наличные деньги;
- денежные документы (почтовые и вексельные марки, оплаченные билеты и другие);
- средства на расчётных счетах;
- иностранная валюта на счетах и в кассе;
- денежные эквиваленты (депозиты до востребования, векселя на предъявителя и другие);
- переводы в пути.
Каждая форма денежных средств имеет не только свою специфику и особенности учёта, но и различную суть. Чтобы не путаться и не углубляться в детали, в этом материале мы будем говорить просто «деньги».
Движение денег
Движение денег — информация о том, сколько средств в компанию пришло, ушло и есть на данный момент.
По аналогии с рыболовным судном, например, вчера вы выловили тонну рыбы, а за сегодня ещё две. Это ещё не итоговый улов конкретного рейса, так как вы не знаете, сколько рыбы останется в конце. Часть в виде расчётно-кассового обслуживания съест команда, а часть в виде налогов — корабельный кот.
Движение денег разбито на категории в виде статей и разделов. То есть существует тип источника поступления или целевого назначения выбытия денег. В примере с кораблём это будут виды рыбы, которые вы поймали.
Каким может быть отчёт о ДДС?
ОДДС делится на три раздела по видам деятельности:операционная, инвестиционная и финансовая. Такое разделение необходимо, чтобы не смешивать бизнес и сопутствующие финансовые процессы.
Операционная деятельность
Это основная работа организации, суть бизнеса. Поступления денег от клиентов, закупка расходных материалов, расчёты с подрядчиками и поставщиками. В случае с кораблём операционной деятельностью является ловля рыбы.
Для простого запоминания, это все входящие и исходящие потоки, кроме денег от финансовой и инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность
Это покупка компанией долгосрочных активов: приобретение земли, оборудования, строительство зданий и другие виды вложений. Под активами в разделе «инвестиционная деятельность» подразумеваются именно «внеоборотные активы».
Если коротко, это то, с помощью чего функционирует бизнес или генерируется доход. В нашем примере таким вложением будет покупка судна для ловли рыбы.
Финансовая деятельность
Это денежные поступления от кредитов, взятых компанией, и выбытие от их возврата в банк.
Нюансы отчёта о ДДС
Операции в ОДДС учитываются без выделения НДС. Если вам поступили 120 рублей с НДС и 120 без НДС, в отчёте о движении денежных средств будет указана сумма операций в 240 рублей. В аналогичной ситуации в отчёте о прибылях и убытках будет указано 220 рублей, поскольку там НДС учитывается.
Основное правило для составления ОДДС — благодаря отчёту собственник должен понимать свой бизнес. Жёстких требований нет, но есть устоявшиеся правила. Например, для оформления отчёта используются российские стандарты бухгалтерского учёта (РСБУ), а также элементы международных стандартов финансовой отчётности (МСФО). Кроме того, управленческие отчёты не идут в налоговую и другие надзорные органы.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Если бы я знал, что отчет о движении денежных средств так интересен, то я бы стал бухгалтером, а не программистом!
А какие именно инструменты используются для составления отчета о движении денежных средств, и как их выбирать в каждом конкретном случае?
Выписка со всех счетов, с кассы. Этот отчёт собирает ВСЕ транзакции которые были. Условно это таблица с датой, суммой, счётом, доход/расход, статья, комментарий. Статья это уже более интересная часть. Тут надо для себя понять какие статьи доходов и расходов имеются в бизнесе, определить этот реестр и разбить все транзакции на них. Для примера для водителя такси статья дохода это оплата от пассажира, а статьи расходов буду мойка, бензин, страховка. Тут главное иметь адекватный взгляд и не слишком дробить. Но и не слишком обобщать. Должен победить здравый смысл и комфорт в понимании оддс.
Ещё для примера: в статье расходов может быть аренда помещения. Но важно ли дробить на разные статьи по аренде двух офисов? Если оба офиса используется только для внутренних сотрудников, тогда наверное и дробить не стоит. А если в одном офисе бекофис, а во втором продажи, клиентская зона, то скорее стоит для большей наглядности.
Как понять, что все правильно посчитали в ОДДС?