Представители «Яндекса», «Альфа-банка» и других компаний — о совместном предприятии от «Сбербанка» и Mail.ru Group
Новую платформу создадут на базе «Ситимобила» и Delivery Club и инвестируют в проект до 100 млрд рублей.
25 июля 2019 года «Сбербанк» и Mail.ru Group договорились о создании компании в сфере транспорта и доставки еды. Они планируют инвестировать в неё до 64 млрд рублей, получив в совместном предприятии равные доли в 50%.
К моменту закрытия сделки площадка получит 45,5 млрд рублей, рассчитывают партнёры. Дополнительно компания может получить до 18 млрд рублей.
«Сбербанк» и Mail.ru Group оценивают стоимость компании в 100 млрд рублей при условии, что за год:
- Будет создана лидирующая о2о-платформа (online to offline — системы, побуждающие потребителей из цифровой среды делать покупки у физических предприятий — vc.ru) на двух крупнейших цифровых потребительских рынках России: еды и транспорта.
- Расширится география покрытия Delivery Club.
- Произойдёт ускорение региональной экспансии «Ситимобила», и его позиция на московском рынке усилится.
- Повысятся эффективность работы и качество обслуживания потребителей. Увеличатся количество и скорость обработки заказов, а технологическая база станет мощнее (в том числе в направлении искусственного интеллекта, используемого сервисами).
- Будет создан качественный бизнес с потенциалом выхода платформы на IPO через несколько лет.
«Сбербанк» внесёт в совместное предприятие долю в «Фудплексе» (35%), а Mail.ru Group — свои доли в Delivery Club (100%) и «Ситимобиле» (22,69%).
«Сбербанк» вложит в платформу около 38 млрд рублей и ещё 13 млрд рублей в течение года, если Delivery Club и «Ситимобил» выполнят годовой план. Mail.ru Group вложит 7,7 млрд рублей и 5,1 млрд рублей дополнительно, если цели будут выполнены спустя год после заключения сделки.
По нашим оценкам, убыток Delivery Club на уровне EBITDA составляет до 1,5 млрд рублей в квартал, 45 млрд рублей, вложенные партнёрами при создании совместного предприятия, позволят финансировать развитие сервисов на протяжении ближайших двух-трёх лет.
В компаниях рассчитывают, что после заключения соглашения совместное предприятие станет ведущей российской платформой о2о-сервисов в сфере еды и транспорта и будет расти на 30% в год.
Delivery Club и «Ситимобил» — основные конкуренты «Яндекс.Еды» и сервиса «Яндекс.Такси», на фоне возможного IPO которого создаётся новое совместное предприятие. По словам бывшего главы «Яндекс.Такси», управляющего директора группы компаний «Яндекса» Тиграна Худавердяна, компания готова к конкуренции.
Конкуренция — двигатель бизнеса. Мы уверены, что наш фокус на качество сервиса и технологии позволит нам сохранить лидирующие позиции на рынках. Мы привыкли работать в условиях конкуренции с глобальными и локальными игроками.
По словам аналитика «Альфа-Банка» Анны Курбатовой, новое совместное предприятие отрицательно скажется на других игроках рынка, в том числе на «Яндексе».
Безусловно, участие «Сбербанка» в качестве финансового инвестора Delivery Club и «Ситимобила» означает получение этими сервисами серьёзных дополнительных финансовых, технологических и маркетинговых ресурсов. Это позволит им вести более агрессивное завоевание целевых рынков, и с большой вероятностью ухудшит ситуацию для других игроков, прежде всего — для аналогичных сервисов «Яндекса».
Издание Reuters приводит слова первого заместителя главы «Сбербанка» Льва Хасиса. По его мнению, совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group никак не скажется на отношениях банка с «Яндексом», которые развивают маркетплейс «Беру»: «Мы не видим никакого конфликта в отношении нашего успешного бизнеса с ‘‘Яндексом’’ в области электронной коммерции», — считает Хасис.
По словам сооснователя и руководителя фонда Untitled Ventures Константина Синюшина, именно на российском рынке электронной коммерции компании объединяются чаще всего. На нём пока что нет компаний, которые бы занимали уверенную долю рынка.
Больший интерес представляет, как мне кажется, сегмент электронной торговли. В нём ни «Яндекс», несмотря на совместное предприятие со «Сбербанком» (маркетплейс «Беру» — vc.ru), ни Mail.ru Group, несмотря на площадку с Alibaba Group (на базе «AliExpress Россия» — vc.ru), уверенной доли рынка пока не занимают.
А на рынке логистики произошла крупная консолидация, и там, в итоге, случится раздел его большей части между «Яндексом» и Mail.ru Group. Я считаю, что консолидация продолжится в течение ближайшего года за счёт пока что независимых мелких игроков.
По словам руководителя отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павла Стенникова, в компании не ожидали, что партнёрство «Сбербанка» и Mail.ru Group может состояться: компании не афишировали свои планы и ранее инвестировали в других участников рынка такси. По его словам, новому совместному предприятию будет сложно быстро захватить большую долю рынка.
Новая платформа нужна для того, чтобы объединить ресурсы и увеличить долю на рынке, которую прогнозировать пока преждевременно. Одних инвестиций мало, чтобы быстро стать федеральной компанией с большой долей рынка в каждом городе. Думаем, что конкуренция усилится. На рынке такси действуют «Максим» и другие крупные компании, которые просто так не отдадут свои доли. Мелкие компании ещё более гибкие и тоже составят конкуренцию.
Основатель и генеральный директор Gett также считает, что конкуренция будет только усиливаться.
Ценовая война на массовом рынке будет длиться ещё долго. Сейчас она выходит на новый виток. Более того, мы не исключаем, что будут появляться и новые игроки. Именно поэтому Gett ещё несколько лет назад принял решение сфокусироваться на качестве сервиса с лучшими водителями и стал лидером на рынке корпоративного такси.
На сегодня создатели совместного предприятия подписали только соглашение о намерениях, теперь они должны получить разрешения регуляторов. После этого они смогут заключить обязывающее соглашение — по планам, это произойдёт уже осенью 2019 года.
С точки зрения Mail.ru Group, сделка в первую очередь позволит разделить с партнёром будущие инвестиции в развитие Delivery Club и «Ситимобила», так как обе компании находятся в фазе интенсивного завоевания рыночной доли, особенно в регионах.