Кунг-фу платежных систем: кто выигрывает баттл VISA, MasterCard и UnionPay
Рассказываем о системе UnionPay и раскрываем секреты ее успеха.
Рассказываем о происхождении системы UnionPay и раскрываем секреты ее успеха.
О UnionPay
Название платежной системы China UnionPay (Yínlián или Иньлянь) часто сокращают до аббревиатуры CUP. Это национальная система платежных карт КНР с головным офисом в Шанхае, основанная 26 марта 2002 года. На логотипе UnionPay изображены два иероглифа, первый означает «деньги», второй — «объединение», на английский они были переведены как UnionPay. Дочерней компаний CUP, продвигающей карты и другие финансовые сервисы за пределами материкового Китая, является UnionPay International, сокращенно обычно называемая UPI.
Больше не «чайники»
На профессиональном жаргоне финансистов в России UPI иногда называли «чайниками», имея в виду не только созвучие с русской транскрипцией английского названия материнской компании («Чайна ЮнионПэй») , но и то, что компания вышла на мировые рынки существенно позднее других международных платежных систем. Для сравнения – VISA была основана в 1958 году, а MasterCard – в 1966 году. Но теперь такая трактовка названия употребляется все реже. За 20 лет работы UPI проделала огромный путь по глобальному продвижению финансовых сервисов китайской национальной системы. В 2022 году карты UnionPay принимали 38 миллионов точек продаж в 181 стране и регионе по всему миру, а услуги онлайн-платежей оказывали 22 миллиона онлайн-продавцов в более чем 200 странах и регионах.
В 2022 году карты UnionPay принимали 38 миллионов точек продаж в 181 стране.
Успехи UnionPay
Еще в 2012 году UPI стала самой крупной платежной системой в мире по количеству выпущенных карт, а этой весной новостные ленты сообщили, что в 2022 году UnionPay впервые вышла на первое место в мире и по объемам транзакций по дебетовым картам. Ее доля достигла 40%, с объемом операций $16 227 000 000 000.
Первое место по оборотам CUP занял, прежде всего, за счет роста транзакций в материковом Китае. Но и на международных рынках она более чем успешно потеснила основных игроков: например, доля дебетовых карт платежной системы MasterCard в 2021-2022 годах упала почти на 18,5%, с 40% до 21%, а доля VISA в объемах транзакций по дебетовым картам за последние 10-11 лет снизилась с 80% до 39%.
№1
China UnionPay в России
В России карты China UnionPay вышли на рынок в 2007 году, а в 2013 году UnionPay была включена Банком России в реестр операторов платежных систем. У россиян карты UPI стали популярными после ухода из России VISA и MasterCard, поскольку предоставляют возможность по оплате товаров и услуг за рубежом. Как отмечала пресса, в этом году более 90% всех операций по этим картам происходят за пределами России.
Карты UPI становятся все более популярными не только в России. Вне материкового Китая их выпущено уже более 200 000 000 штук. Сегодня их выпускают более 2500 финансовых институтов и компаний в 78 странах мира. В Азии это:
- Таиланд — Bangkok Bank, Kasikornbank
- Индонезия — BCA, Bank Cinarmas
- Вьетнам — Sacombank, Vietcombank
- Филиппины — BDO Unibank, PNB
- Сингапур — DBS Bank
- Республика Корея — Shinhan Bank
- СНГ: Казахстан — Halyk, Азербайджан — Muğanbank.
В чем секрет успеха UnionPay?
UPI обладает всеми возможностями продвинутой международной платежной системы:
- Приоритет безопасности
- Высокая скорость проведения транзакций
- Одной из наиболее привлекательных особенностей UPI является ориентация на быстрое внедрение инноваций
- Трансграничные платежи с использованием QR-кодов
- Интеграция с мобильными платежными приложениями
- Мобильные терминалы для приема платежей на базе обычных мобильных телефонов
3 000 000+
Система используется не только в материковом Китае, но и за его пределами – например, в Казахстане, где уже выпущено более 3 000 000 карт UPI.
Поддержка государства
Продвижение новых технологий в мире обусловлено не только бизнес-стратегией компании China UnionPay, но и широко поддерживается государственными и партийными властями КНР. Китайские компании под руководством партии и правительства реализовали программу “один пояс — один путь”, которая предполагает объединение трансевразийских логистических и экономических коридоров:
- Центр (Китай, Центральная и Западная Азия, Персидский залив и Средиземное море)
- Юг (Китай, Южная и Юго-Восточная Азия, Индийский океан)
- Север (Китай, Центральная Азия, Россия и Европа) .
Эти коридоры, охватывающие большую часть Евразии, являются современной интерпретацией Великого шелкового пути, важнейших торговых и культурных маршрутов человечества в древности и в средние века.
Второй частью этого проекта является развитие морской торговли. С этой целью запущено два маршрута:
- Районы побережья Китая, Южно-Китайское море, Южно-Тихоокеанский регион;
- Китайские прибрежные регионы, Южно-Китайское море, и, далее, по водам Индийского океана, в Европу.
Финансовым мостиком для этих глобальных проектов, помимо специализированных институтов развития, является продвижение China UnionPay и ее международной «дочки» UPI. Именно поэтому будущее для развития UPI в странах регионах, вовлеченных в эту инициативу, выглядит более чем перспективным.