Гранты до 30 млн рублей для российских компаний с партнёрами в Узбекистане: обзор актуального конкурса ФСИ
Более месяца прошло с момента открытия нового конкурса от Фонда содействия инновациям, но по условиям участия у потенциальных заявителей вопросов все ещё больше, чем ответов. В чём особенности Российско-узбекистанского конкурса от ФСИ, и у кого есть шанс получить грант в 30 миллионов рублей? Разбираемся в статье.
Главное — принцип партнёрства
Российско-узбекистанский конкурс был анонсирован 16 августа, тогда же и запущен приём заявок. Классическим конкурсом его назвать нельзя, скорее это двусторонняя программа сотрудничества.
Как это работает: две страны в лице Фонда содействия инновациям (Российская Федерация) и Агентства инновационного развития (Республика Узбекистан) подписали соглашение о взаимодействии, основная суть которого — поддержка компаний-партнёров, реализующих инновационные проекты. Российская компания может подать заявку в ФСИ и претендовать на грант до 30 млн рублей, а компания из Узбекистана — в АИР с целью получить поддержку на сумму до 1,5 млрд сумов (примерно 12 млн рублей). Проекты должны быть связаны между собой, но важно исключить аффилированность юридических лиц.
Другими словами: для участия в Российско-узбекистанском конкурсе компания, занимающаяся инновационной деятельностью в РФ, должна договориться с компанией в Узбекистане о совместном осуществлении проекта в качестве партнёров. Односторонние заявки на проекты не принимаются.
Какой объём поддержки можно получить и на что потратить?
Сумма гранта для российской компании — до 30 млн рублей. В заявке лучше указывать максимальную сумму и планировать проект под неё, но помните: запрашиваемое финансирование могут сократить, если заявка получит одобрение. Еще один момент — обязательное софинансирование в размере 15% от суммы гранта. Вкладывать можно собственные средства компании, средства физических или юридических лиц, инвесторов или кредитные деньги.
При составлении сметы затрат обязательно учитывайте лимиты:
- Зарплата и начисления на неё — нет ограничений в общей сумме, но не более 240 тыс. руб. /мес. на одного сотрудника;
- Комплектующие и материалы — 30%;
- Работы соисполнителей — 30%;
- Прочие общехозяйственные расходы — 10%.
Внебюджетные средства могут расходоваться с учётом более широкого перечня статей: можно оплатить закупку оборудования, новых технологий, обучение сотрудников или, например, маркетинг и продвижение.
Идеальные заявители — кто они?
Подать заявку на участие в конкурсе может юридическое лицо, которое имеет статус малого или среднего предприятия (МСП). Чтобы проверить факт присутствия в реестре: введите ИНН компании на сайте ФНС.
Требуется учесть и стандартное условие по отсутствию у компании задолженности. Юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации и банкротства. Так как конкурс связан с инновационными разработками, заявитель должен иметь ОКВЭД 72.19 (Научные исследования и разработки). Он не обязательно должен быть основным, но если его нет — поторопитесь подать заявку на внесение изменений.
Масштаб деятельности компании-заявителя должен соответствовать объёму запрашиваемого гранта. Соответствие выражается простым соотношением: оборот компании за предыдущий год должен быть примерно в два раза больше, чем объём запрашиваемого гранта. Хотите 30 млн рублей в 2023? Покажите оборот на 50-60 млн за 2022.
Еще один важный момент: убыток — это плохо. Даже если финансы были вложены в разработки и развитие, Фонд может расценить это как неумение грамотно распределять денежные средства, а значит — грант такой компании лучше не доверять.
Рабочие пространства, оборудование и сотрудники в штате — тоже растяжимые понятия. С одной стороны, по конкурсной документации к этим параметрам нет никаких требований. С другой, среднесписочная численность должна быть не меньше 5 человек, компания должна иметь собственный или арендуемый офис или производственный цех (на крайний случай — договор об аренде пространства в коворкинге), а также основные средства на балансе — мебель, офисную технику, оборудование. Это все является подтверждением серьёзности намерений и негласными критериями “идеального заявителя”.
С компаниями разобрались. А что с проектами?
Главная цель проекта должна заключаться в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Вряд ли получится изобрести велосипед, лучше задумайтесь о совершенствовании технологических характеристик продукта: оцените боли пользователей, возможности “развития” решения. Возможно, это будет использование современных технологий, материалов или новых методов — в бизнес-плане потребуется детальное обоснование инновационности и научной новизны.
Важно сконцентрироваться и на сути самого проекта. За период в 18 или 24 месяца требуется:
- провести НИОКР совместно с зарубежными партнёрами;
- повысить конкурентоспособность своей продукции;
- начать/продолжить коммерциализацию результатов научно-технической деятельности;
- получить возможность вывести свою (совместно разработанную) продукцию на зарубежные рынки.
Перспективность проекта — важный критерий при оценке заявки экспертами. Фонд интересуют коммерчески привлекательные разработки, так как в дальнейшем они будут приносить прибыль и возвращать вложенные инвестиции в форме налогов в государственный бюджет. Подтвердить коммерческую привлекательность можно грамотным описанием бизнес-модели, ёмкости потребительских сегментов, рыночных тенденций, но этого мало. Рекомендуется приложить письма поддержки/соглашения о намерениях/предварительные договоры о продажах, в которых будет отмечена не только заинтересованность потенциальных потребителей, но и возможные суммы сделок в обозримом будущем (на 2026-2028 гг).
Масштаб проекта равен запрашиваемой сумме? Расходы должны логически соотноситься и по календарному плану работ, и по смете. При этом распределить нужно не только грантовые 30 млн рублей, но и средства софинансирования — 4,5 млн рублей, учесть допустимые направления расходования бюджетных и внебюджетных средств.
Заявка от компании в Узбекистане
Как было написано ранее — заявка от зарубежного партнера направляется в Агентство инновационного развития Республики Узбекистан (АИР). Структура заявки, основные требования и условия для грантополучателей — зеркальны. Но нельзя просто перевести российскую заявку на узбекский язык и поменять название компании. Ведь это — разные рынки и локальные конкуренты, партнёры и, безусловно, отличия в реализуемых работах, даже если НИОКР практически один на двоих. Учтите: регистрировать права на интеллектуальную собственность и готовить отчёты каждой компании придется самостоятельно в соответствии со своей заявкой.
О чём говорит статистика?
Конкурс проводится уже не первый год, поэтому есть на что ориентироваться. Первое — заявок не так много. В 2021 году их было 12, в 2022 количество выросло вдвое — до 24. При этом, примерно треть отсеивается по формальным признакам — то есть заявители нарушают условия конкурсной документации (не прикладывают обязательные документы, участвуют параллельно в других конкурсах и т.д.). Обычно это происходит потому, что подготовкой документов на конкурс занимаются недостаточно компетентные специалисты или нет одного ответственного за работу над проектом лица — сразу несколько человек параллельно решают вопросы по подготовке заявки и в итоге упускают из виду важные моменты.
В 2021 году было поддержано лишь 2 заявки. Вполне неплохая конверсия почти в 17% по сравнению с остальными конкурсами ФСИ, по которым показатели одобрения заявок не достигают и 10%. При этом в 2022 также было поддержано лишь 2 заявки, а 16 — не рекомендованы к финансированию, то есть конверсия упала в 2 раза, хотя она все ещё выше, чем по другим программам Фонда.
Вывод прост: заявок мало, конкуренция низкая, но требования — серьёзные, а значит, к подготовке документации отношение должно быть очень внимательное. Обязательно присмотритесь: если цель конкурса отвечает вашей стратегии, то это хороший шанс привлечь финансовую поддержку на развитие проекта.
Заявки на конкурс принимаются до 23 октября, поэтому времени для обсуждения деталей с зарубежным партнёром и качественной проработки заявки достаточно. Если остались вопросы — пишите в комментариях, будем рады ответить!
Автор статьи: Анастасия Сафронова, руководитель отдела грантового финансирования компании DocSourcing.