Брокер — это бесплатно и всегда будет бесплатно
Крупнейшие брокеры вынуждены ставить нулевую комиссию за услуги. Виноваты стартапы.
Отличные (для розничных инвесторов) новости приходят в последние дни из США - крупнейшие брокеры устанавливают нулевую ставку комиссии за свои услуги по торговле акциями, облигациями и паями. Только что это сделал лидер рынка - Charles Schwab. К нему можно добавить Interactive Brokers и TD Ameritrade. У этих компаний около 30 млн. клиентских счетов, это действительно массовые брокеры, определяющие рынок.
Казалось бы можно радоваться - инвестиции не только становятся максимально удобными для обычного человека в плане доступа к рынку ценных бумаг с любого устройства, но теперь за это еще не надо платить. Не совсем.
Проблему в этом альтруизме увидел, в первую очередь, сам фондовый рынок - акции вышеуказанных брокеров резко упали. Проблема даже не в комиссиях c торговли, а в том, что подход к брокеру, как к бесплатному посреднику, несет риск и для других его доходов.
Если посмотреть на отчетность того же Charles Schwab - более $10 млрд дохода за прошлый год, то непосредственно брокерские комиссии составляют около 7%. При этом на чистые процентные доходы приходится 57%, комиссию за управление активами и консультирование - 32%.
Сейчас розничные брокеры зарабатывают не на брокерской комиссии, а на том, что размещают собственные и клиентские деньги, упаковывают клиентские активы в паевые фонды, структурные продукты и продают дополнительные услуги. Поэтому самым важным становится удержание и привлечение клиентов, наращивание их активов, а не сбор мизерного процента с оборота.
Но, работая по нулевой ставке, брокер приучает клиента к бесплатным услугам, снижает ценность своего бизнеса. Аналогичная проблема существует и в сфере управления активами, где одна из крупнейших компаний Fidelity Investments уже предложила индексные фонды с нулевой комиссией за управление, что также может поднять волну, смоющую напрочь весь рынок.
Запустил же этот процесс 6 лет назад стартап Robinhood, об особенностях бизнеса которого можно прочесть в моей заметке по ссылке выше. Фишкой стартапа, набравшего уже 4 млн клиентов, и его многочисленных последователей стала именно нулевая комиссия. Что же, это отличный пример disruption.
На российском рынке с рекламы нулевой брокерской комиссии начинал Тинькофф, есть вариант без комиссии у Финама, мелких компаний. Дойдет ли тренд на глобальное обнуление и до нас - давайте дадим на это год.
Избавление от комиссий гарантирует реализацию моего первичного замысла - сделать инвестирование доступным для всех.
Чарльз Шваб, основатель Charles Schwab.