Как инвестору понять, выживет ли стартап?

unsplash.com
unsplash.com

Большая часть стартапов «гибнет» в течение одного года – это аксиома, которую знает любой инвестор. Но все-таки есть проекты, которые в итоге «выстреливают» – причем настолько мощно, что это с лихвой окупает все неудачные вложения. Есть ли способ уже на старте отличить стартап «с будущим» от того, у которого практически нет шансов? Директор по маркетингу технопарка в сфере высоких технологий «Физтехпарк» Ульяна Макшанова, которая занимается, в том числе, скаутингом перспективных проектов по России, рекомендует инвесторам обращать внимание на три ключевых параметра.

1. Личность основателя стартапа

Один из главных факторов, определяющих «выживаемость» стратапа – это не идея, не бизнес-план и даже не показатели продаж. Это, прежде всего, личность основателя. Самую простую идею может вытащить талантливый основатель и самую гениальную идею может погубить человек, который не понимает, что значит заниматься бизнесом. Примеров – сколько угодно. Например, бренд «Додо Пицца». Делать пиццу – что может быть проще? Но благодаря грамотному управлению «Додо Пицца» сегодня успешно завоевывает рынок разных стран, в том числе, таких, где исторически присутствуют сильные конкуренты, например, США.

Что значит сильный основатель? Первая характеристика – открытость. Сильный основатель открыт к внешнему миру, умеет слушать клиентов, задавать правильные вопросы, осознает, как меняется вокруг среда, видит перспективные тенденции. Ведь стартап – это не крупная корпорация, он должен очень быстро реагировать на мельчайшие изменения рынка.

Вторая черта сильного основателя стартапа – это умение брать на себя ответственность. Если во время разговора с вами основатель говорит – у меня не получилось запустить предыдущий проект, потому что на рынке нет денег, то скорее всего, и в этом стартапе у него не очень хорошо пойдут дела. А если он делает акцент на том, чего лично ему не хватило для успеха, то это означает, что он умеет искать ключевую причину, не ищет виноватых и готов совершенствовать свои компетенции.

Также для основателя стартапа очень важен опыт в той сфере, которой он собирается заниматься. Если стартап основан на какой-то чужой идее, просто потому что его инициатору кажется, что «это взлетит», то риски для инвестора очень высоки. А вот если основатель стартапа уже работал в этой сфере, например, в качестве наемного работника, знает ключевые параметры бизнеса, но хочет сделать что-то свое, реализовать свое видение, что-то усовершенстовать, то это практически идеальный вариант для старта.

2. Ориентация на результат

Еще один важный маркер для инвестора – основатель стартапа должен быть четко сфокусирован на том, что он хочет получить. Не очень хорошо, когда наряду с проектом, который он вам презентует, у руководителя стартапа есть еще несколько бизнесов, которыми он занимается параллельно. Человек не должен распыляться на разные направления, должен идти прямо к цели. И у него в голове всегда должен срабатывать «принцип Паретто»: какие 20% моих действий принесут мне 80% результата?

3. Правильная мотивация

Важно понять, что мотивирует человека, готового на такой «челлендж», как запуск стартапа. Потому что здесь есть нюансы. Например, человек хочет заработать денег: купить машину, квартиру. Это неплохая мотивация, выживаемость стартапа в этом случае составит 50Х50. Главный риск: как только основатель стартапа получит необходимую ему сумму, его мотивация может упасть и проект станет для него неинтересным. Инвестору придется постоянно находить способы мотивировать его дальше.

Второй тип мотивации условно называется «мне прикольно!». Это когда человек горит какой-то идеей, и решает запустить свой стартап, потому что ему действительно очень нравится процесс. Такой проект бывает успешным лишь в том случае, если у человека уже есть положительный опыт в бизнесе. Например, предприниматель «со стажем» вдруг решает купить себе виноградник в Италии «для души» - скорее всего, он сможет и из виноградника сделать бизнес. А вот если человек с нулевым опытом предпринимательства вдруг решает заняться таким проектом, потому что ему нравится пить хорошее вино или у него осталось очень приятное впечатление об Италии после туристических поездок, то вывести такой стартап в плюс будет очень непросто.

На самом деле, самая сильная и долгосрочная мотивация - это «покорить мир». Когда человек твердо уверен, что его продукт сможет изменить мир к лучшему, привнести в него что-то действительно важное и ценное, то для него не существует преград. Он пройдет через любые испытания и в его идею действительно стоит вкладываться.

6
6 комментариев