Игровая экономика Premium игр на примере PC 4х стратегии

Как спроектировать экономику для вашей игры? Это вопрос, ответ на который может занять небольшой цикл лекций или статей. Принципиальная разница в подходе основана в первую очередь на модели монетизации: F2P или B2P. Второе, что определяет подход к разработке экономической системы - жанр игры. В этой статье мы рассмотрим кейс проектирования игровой экономики B2P (premium) игры, не предполагающей заработка с микротранзакций.

<i>Рис. 0. Мортариэль, богиня смерти из игры автора (Shadows of Vengeance)</i>
Рис. 0. Мортариэль, богиня смерти из игры автора (Shadows of Vengeance)

Определения

Начнём с терминологии. Она поможет понять разницу в походах к разработке экономики игр разных жанров.

По балансу ресурсов экономика делится на:

  • Профицита - ресурса дают больше, чем нужно
  • Баланса - ресурса дают столько, сколько игрок потратит
  • Дефицита - ресурса дают стабильно меньше нужного

Думаю, не нужно пояснять, что практически любой F2P проект имеет экономическую модель, основанную на дефиците того или иного ресурса. Но это тема отдельной статьи. В премиум PC и консольных играх такое деление также имеет место быть. Мой любимый пример - игры серии Resident Evil и Dead Space. Дефицит ресурсов сдвигает не только баланс, но всё ощущение от геймплея и чуть ли не весь жанр в хоррор. В то время как профицит патронов и аптечек делает его скорее увлекательным экшеном.

С точки зрения обмена ресурсами экономика делится на:

  • Закрытую - свободного обмена ресурсом между игроками нет
  • Открытую - можно торговать и обмениваться неким ресурсом

С чего начать

С игрового цикла. Экономика - это математическая модель с формулами и потоками ресурсов, и чтобы её спроектировать, сначала необходимо знать все игровые механики. Проектирование игровых циклов - это отдельная огромная задача. Но часть её - это экономический цикл. Давайте посмотрим на примере.

<i>Рис. 1. Экономический цикл 4x стратегии Shadows of Vengeance</i>
Рис. 1. Экономический цикл 4x стратегии Shadows of Vengeance

Что мы видим на UML-диаграммы:

  • Серым - игровые механики и сущности
  • Фиолетовым - сцены, отличные от главной (поверхность планеты)
  • Зелёным - ресурсы
  • Бежевым - объекты на поверхности

4х стратегия - это очень сложный жанр. На экономической схеме не изображено множество механик, участвующих в экономическом цикле, но не оказывающих на него ключевого влияния: квесты, случайные события, исследование локаций, аномалии и т.д. Если попытаться изобразить всё диаграмма получится перегружена. Поэтому фокусируемся только на самых важных элементах экономики.

Ресурсы - основа экономики

Из рисунка 1 мы видим, что есть некие базовые ресурсы (энергия, камень, металл), добываемые в источниках и простыми постройками. Они расходуются на возмездие и улучшение этих построек, источников и инфраструктурных зданий (всякие защитные и др. постройки).

Мы также видим, что в игре есть ресурсы второго уровня - продвинутые. Зачем они нужны? Вы можете ответить на этот вопрос, что судя по схеме они нужны для улучшения построек и терраформирования планеты. Это абсолютно верно, но это следствие. Базовая задача - интересный геймплей. Мы могли бы просто создать больше базовых ресурсов и часть отдать на одни постройки, часть на другие. Но ресурсы второго уровня - это аналог механики крафта. Вспомните крайне успешную инди-стратегию Against the Storm.

<i>Рис. 2. Скриншот игры Against the Storm</i>
Рис. 2. Скриншот игры Against the Storm

Важную часть геймплея составляет переработка одних ресурсов в другие. Это создаёт дополнительный фан и челендж и позволяет разработчику контролировать производство редкий ресурсов за счёт дефицита не одного из их компонентов. Допустим, для производства медных слитков нужно топливо, к примеру, древесина, и медная руда. Древесины у нас обычно полно, а вот за рудой на многих картах придётся поохотиться. Мы выбрали тот же подход.

Проектируя экономику премиум стратегий, разработчики обычно закладывают несколько типов ресурсов, выполняющих разные функции:

  • Базовые - добываются легко, чаще всего профицитные
  • Продвинутые - производятся из базовых или более сложной добычей
  • Лимитированные - ограничивают механики, зависящие от экономики, к примеру боёвку
  • Особые - выполняют конкретную узкую задачу

Так, на примере Цивилизации Сида Мейера можно сказать, что очки культуры, веры, науки, еда, деньги и производство - это базовые ресурсы. Их обычно всегда хватает и их производство чаще всего постоянно растёт. Продвинутыми у них являются ресурсы роскоши, которые увеличивают счастье населения. Лимитированными - редкие ресурсы, необходимые для создания армии. К особым можно отнести шкалы лояльности города, количество доступных корпораций (в базовой версии цивы 6 корпораций нет) и т.д.

Аналогичную работу можно проделать на примере большинства 4х стратегий, допустим, Endless Space II. Здесь вы также найдёте полный набор.

В нашем случае лимитированными являются ресурсы, необходимые для создания и поддержания армии. В отличие от большинства стратегий, наши войска потребляют не золото, а редкий ресурс. Если он кончится, боевой юнит выключится и не сможет двигаться или сражаться.

И так общий принцип работы с ресурсами в premium стратегиях:

  • Выделяем базовые ресурсы, которые скорее всего будут даваться в профиците или балансе
  • Составляем список механик, потребляющих и производящих базовые ресурсы
  • Составляем список механик, зависящих от экономики, но которые не должны улететь в космос, когда экономика разрастётся
  • Завязываем их на лимитированные ресурсы, а не только на базовые
  • Если стратегия с уклоном на долгие медленные сессии и тактику, удобно ввести вторичные - продвинутые ресурсы
  • Все непонятные ситуации закрывает особыми ресурсами, но стараемся не переборщить с этим: запомнить, что камень, металл, энергии и другие ресурсы работают одинаково для игрока довольно легко, а вот понять механику каждого особого ресурса трудно - это усложнение логики, интерфейса, обучения

Ещё один важный момент - это логические типы ресурсов. Они могут быть:

  • Валюта - можно получать, можно тратить, обычно больше равна нуля, может быть дробным. Пример: золото
  • Ресурс - можно получать, можно тратить, значение целочисленное, не может быть отрицательным. Пример: брёвна
  • Шкала - имеет минимум и максимум или хотя бы один из этих лимитов, часто имеет размерность (градусы, проценты, доли, g и т.д.). Пример: запас кислорода

Мне обычно хватает описанных выше, но в некоторых случаях появляются более уникальные типы ресурсов.

Математическая модель

Трудно представить себе экономику без математики. Но подход здесь в целом понятный. Для каждого типа ресурсов мы разрабатываем свою формулу потребления и производства. Допустим, базовые и продвинутые ресурсы производятся источниками по 1 за каждый источник. На самом деле, такие формулы куда сложнее. Давайте посмотрим пример из той же игры.

<i>Рис. 3. Формула расчёта базовых ресурсов в начале хода</i>
Рис. 3. Формула расчёта базовых ресурсов в начале хода

Как ни странно, математика в экономических системах обычно не самая сложная. Гораздо сложнее сформулировать логику, которая за ней стоит. Давайте посмотрим на примере.

В нашей есть население, живущее на планете. Планета разделена на зоны. В каждой зоне в среднем умещается 6 единиц населения. Нужны нам люди, эльфы, орки, демоны и нежить для простой цели: чтобы они нам молились, принося духовную эссенцию, и умирали, отдавая свои души. Души заряжают генератор пустоты, и он производит больше нано-роя - ресурса, используемого для создания армии и розыгрыша заклинаний. Духовная эссенция нужна для крафта, чтобы усиливать с её помощью базовые ресурсы, превращая их в продвинутые.

И так у нас 3 базовых ресурса, а значит в каждой зоне логично построить хотя бы 3 постройки, потребляющих по 1 каждого и 1 духовной энергии, чтобы произвести 1 продвинутого ресурса. Масштаб производства в единицах был выбран для удобства игрока. Также в нашей игре можно улучшать здания, и после улучшения они будут производить и потреблять больше ресурсов. А значит одна зона с 6 жителями потребляет 3 + 3 = 6 духовной эссенции. Получилось удобно: 1 житель в среднем должен производить 1 духовной эссенции в ход. Постоянно сражающиеся орки не успевают молиться, а значит будут отдавать меньше эссенции и больше душ, умирая в боях, а более набожные эльфы будут возносить вам хвалы и умирать пореже. Но в среднем прирост душ и эссенции будет в районе 1 в ход с каждой единицы населения.

Наша следующая задача - понять масштаб заряда шкалы генератора. Это вообще сколько? От -100 до 100? Логично взять за начало 0. Осталось найти максимум. Возьмём в качестве вводного допущение, что мы хотим, чтобы генератор зарядился полностью к середине игровой сессии. В нашем случае мы планировали сессию в примерно 200 ходов, значит максимум будет в районе 100 хода. Сколько душ создаст население к этому моменту?

Если в начале в зоне живёт 1 населения, а средняя скорость прироста 1 в 10 ходов (орки быстрее, эльфы чуть медленнее), то в первые 10 ходов 1 населения будет давать по 1 душе в ход. В следующие 10 ходов, когда родится вторая единица, мы будем получать по 2 души в ход и т.д. до 100 хода. Получаем арифметическую прогрессию:

Игровая экономика Premium игр на примере PC 4х стратегии

Получаем, что максимальный заряд генератора должен быть в районе 550. Для удобства игрока округлим до 500.

Напомню, что заряжать генератор душами нам надо, чтобы он производил больше нано-роя в ход. После этого нам предстоит посчитать, как конвертируется шкала заряда в производство нано-роя. Для этого нужно выбрать две вещи:

  • Установить масштаб величин: сколько будет производство при минимуме шкалы и сколько при максимуме
  • Каков будет характер зависимости производства от заряда

Для удобства я взял значения:

  • при заряде 4 производится 2 нано-роя
  • при заряде 128 производится 7 роя

Думаю, те, кто знаком со степенями двойки, уже поняли, что в качестве кривой, определяющей характер зависимоти, я решил взять логарифм по основанию 2. Посмотрев, что мы получим при полном заряде генератора (500), я понял, что хочу видеть цифры чуть больше. Логарифм подходим в данном случае, т.к. он решает сразу несколько задач:

  • в начале производство роя легко увеличить
  • чем дальше мы хотим нарастить его, тем сложнее
  • когда мы дошли до максимума, можно вкачивать таланты за ресурсы, т.к. к этому моменту у игрока уже наверняка накопился излишек ресурсов
<i>Рис. 4 Сравнение логарифмов по основанию 2 и 1,75</i>
Рис. 4 Сравнение логарифмов по основанию 2 и 1,75

Немного поиграв с цифрами, я нашёл подходящий коэффициент: основание логарифма стало 1,75 вместо 2.

Выше я описал лишь один маленькую часть работы над математикой экономической модели конкретной игры. Конечно, многие читатели резонно ожидают от статьи универсальной логики, как сделать экономику любой premium игры. К сожалению, универсальный алгоритм сформулировать невозможно: уж слишком разные игры, их цели и подходы разработчиков. И это, на мой взгляд, прекрасно.

Плейтесты

Уверен, вы обратили внимание, что выше я сделал ряд допущений. К примеру о том, что хочется зарядить генератор полностью примерно к 100 ходу. Такие допущения называют вводными. Без них практически невозможно спроектировать игровую систему. Почему добытчик 1 уровня производит за ход 1 ресурса? Да просто потому что это число показалось геймдизайнеру удобным для расчётов и понятным для игрока. Таким образом мы задали масштаб всей экономики, осознанно или не очень.

Точно также мы подбираем коэффициенты прогрессии: прирост населения на 1 за 10 ходов, среднюю стоимость здания в 5 единиц ресурса, коэффициент 1,75 в логарифме производства нано-роя… Всё это - тоже допущения. И их называют коэффициентами баланса экономики.

И как бы долго мы не работали над экономикой, всё предусмотреть затруднительно. Но главное - это не нужно. Мы должны зафиксировать все вводные и все коэффициенты баланса, чтобы знать, что мы будет менять, балансируя экономику. Всё остальное - логика и связи между формулами и ресурсами - это и есть экономическая модель.

Чтобы убедиться, что спроектированная нами в теории экономика работает, есть лишь один способ, - реализовать её в игре. И очень много играть, чтобы самому отработать максимум ситуаций, с которыми может столкнуться игрок.

Общий принцип баланса здесь прост. Если модель работает, то все элементы, которые нас не устраивают в игре, мы тюним изменением коэффициентов. Отыгрывает снова и решаем, нужно ли подстраивать дальше. Не стоит менять сами формулы, ломать логику и особенно добавлять новые сущности, усложняющие экономическую модель, пока вы не убедитесь, что дело не в плохо подобранных коэффициентах. Если текущая модель не работает, почему усложнённая модель с добавлением будет работать, а не станет просто затычкой? Признаюсь, в своей работе геймдизайнеры, и я тоже, поджимаемые сроками и бюджетами, часто вставляют затычки там, где нужно было дольше тестировать баланс. Это простительно для небольших студий, по рукам и ногам связанных инвесторами. Но когда мы видим такие проблемы в ААА играх с огромными бюджетами и сроками, возникает вопрос: может быть этого можно было избежать?

Инструментарий

В заключении хочу отметить, что иногда многие механики игры можно хотя бы частично проверить на прототипах или в специальных сервисах для геймдизайнеров.

Большинство, наверняка, знает про Miro, Figma и другие сервисы, где удобно рисовать диаграммы игрового процесса. Но вот про сервисы проектирования экономики обычно знают мало.

Не могу не порекомендовать https://machinations.io/ - онлайн платформу, где вы можете сделать свою экономическую модель. Мне удалось спрототипировать там не всё, но многие вещи, в частности тестирование с учётом рандома, делать там очень удобно.

<i>Рис. 5. Пример ресурсной модели из Machinations</i>
Рис. 5. Пример ресурсной модели из Machinations

Если вам интересно глубже погрузиться в геймдизайн, буду рад видеть вас на своих курсах. В ноябре 2023-го я как раз запускаю новые на платформах:

  • https://edverest.ru/mip/ - крутая 6-тимесячная программа об управлении игровым проектом с маркетингом, системным дизайном, игровыми механиками, менеджментом, управлением командой, аналитикой и техническими основами разработки
  • https://wnhub.io/ru/academy/gdessentials-1 - короткий курс, где буду только я, посвящённый геймдизайну

Ну и, конечно, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи по геймдизайну и разработке игр. Спасибо!

66
Начать дискуссию