Финансы на фрилансе — управляем деньгами правильно
Доходы фрилансера — величина переменная: на них влияют число заказов, цена услуг специалиста, конкуренция на рынке и даже отношения с заказчиками. Поэтому для стабильности в жизни — как денежной, так и моральной — фрилансеру крайне важно уметь грамотно управлять своими заработками.
Правило 1. Вести бюджет
Ставьте перед собой долгосрочные финансовые цели и четко планируйте, как будете их достигать. Например, накопления на черный день, планирование будущей пенсии или крупных приобретений.
Главное в этой задаче — создать и вести бюджет.
Зафиксируйте свои ежемесячные траты на питание, коммунальные услуги, налоги, транспорт, здоровье и другие известные расходы. Заложите определенную сумму на переменные траты — например, развлечения и незапланированные покупки.
Сравнивайте свои фактические расходы с бюджетом каждый месяц, и сможете планировать заработок так, чтобы его на все хватало.
🛠 Инструменты для ведения бюджета
⭐ «Мой налог»: приложение для самозанятых, где учитываются все финансовые поступления от клиентов и ежемесячно отражается сумма налога.
⭐ Money Lover: удобный инструмент для контроля за финансами. Позволяет формировать бюджет, отслеживать траты и всегда точно знать сумму своих накоплений. Сервис отслеживает постоянные выплаты пользователя и его финансовые обязательства, чтобы напоминать о времени очередного платежа.
⭐ «Дзен‑мани»: приложение, которое записывает расходы автоматически — вам не нужно вносить каждую покупку вручную. Сюда можно импортировать операции из «Сбербанка», «Альфа‑банка», «Тинькофф», «Яндекс.Денег», Webmoney или QIWI. Помимо этого, сервис самостоятельно импортирует информацию о списаниях из сообщений от банков.
⭐ Microsoft Excel и Google Spreadsheets: вести финансы можно в своей таблице с индивидуальными графами, а можно пользоваться готовыми шаблонами.
⭐ Monefy: приложение для подробного учета доходов и расходов в разных валютах.
Фрилансеру могут принести большую пользу курсы по финансовой грамотности (например, от «Фоксфорда», Skillbox, SF Education и других онлайн-школ) и литература на данную тему.
Правило 2. Открыть банковский счет
Заведите отдельный банковский счет специально для доходов от фриланса. Это позволит более точно учитывать все доходы и расходы, вести бухгалтерский и налоговый учет.
У крупных российских банков есть специальные сервисы для ИП и самозанятых (вторые также могут формировать счета и чеки в приложении «Мой налог»). Можно открывать счета для ИП в Грузии, Казахстане и некоторых других странах ближнего зарубежья, чтобы работать с клиентами из России через специализированные сервисы приема платежей — например, EasyStart.
С EasyStart удобно работать с иностранными заказчиками - вы можете принимать переводы в любой валюте и на любые карты, а также оформлять закрывающие документы и отчитываться перед контролирующими органами.
Сервис позволяет выставлять счет в евро или долларах и выводить оплату с фриланс-площадок Buy Me a Coffee, Gumroad, SubscribeStar на счет или карту, а с фриланс-площадки Upwork — на карту.
Еще один вариант — открыть счет в банке, который не находится под санкциями. Например, в банках «Райффайзенбанк», «Русский Стандарт», «ЮниКредит», «Ситибанк», «Почта Банк», «Хоум Кредит банк», «Ренессанс Банк», «Авангард», «ОТП Банк». Имея счет в любом из этих банков, можно работать с иностранными клиентами и получать оплату из-за рубежа.
Правило 3. Создать резервный фонд
Доходы фрилансера не всегда одинаковы, поэтому иметь резервный фонд необходимо.
Для этого каждый месяц откладывайте часть денег на случай форс-мажора — болезни, неожиданных трат, временного отсутствия заказов или сложностей с рабочим местом.
Правило 4. Платить налоги вовремя
Фрилансеры самостоятельно платят налоги и следят за тем, чтобы не было просроченных обязательств. Разберитесь в этом вопросе, чтобы знать, сколько платить, куда, как и в какие сроки, а также каких документов это потребует.
Самозанятые платят налог 4-6%, ИП на упрощенной системе налогообложения — 6% от доходов (или 15% от разницы между доходами и расходами).
Удобные сервисы для фрилансеров — например, EasyStart — отличный способ работать с иностранными клиентами и получать оплату из любых стран мира на любую банковскую карту, а еще при необходимости оформлять закрывающие документы для налоговой инспекции.
Правило 5. Иметь постоянных клиентов (лучше несколько)
Не останавливайтесь на работе с одним клиентом, как бы он вам ни нравился и как бы стабильна эта работа ни была. Старайтесь диверсифицировать источники дохода, берите заказы от разных клиентов и на разных площадках.
Благодаря этому доход будет стабильнее, вы получите более разнообразный опыт в профессии и заработаете себе имя и репутацию.
Где и как фрилансерам искать заказчиков?
На биржах фриланса: Kwork, FL.Ru (в России), Guru, PeoplePerHour, Works, Working Not Working и другие. Для исполнителей вне РФ — Fiverr и Upwork.
В тематических Telegram-каналах для профессионалов: бот TGstat (https://t.me/TGAlertsBot) удобен для поиска заказов и упоминания нужных вам вакансий в Telegram-каналах.
На сайтах для размещения портфолио и поиска заказов (в основном для дизайнеров и других творческих профессий) — Behance и Dribble, в социальной сети для поиска зарубежных заказчиков и работодателей Linkedin, на внутренней бирже Хабра (https://freelance.habr.com).
Кроме того, профессионалы с именем и люди с раскрученными медиа могут находить заказчиков через «сарафанное радио», с помощью постов в соцсетях или собственном блоге.
Правило 6. Продолжать учиться
Продолжайте вкладываться в свое образование.
Новые навыки и освоенные технологии делают фрилансера более конкурентоспособным на рынке труда, а его услуги — более ценными и дорогими.
В наше время есть множество онлайн-курсов, где можно повысить квалификацию или получить новую профессию. Кто-то меняет сферу деятельности после обучения оффлайн — в магистратуре (очно или заочно, платно или на бюджетной основе) или по программе второго высшего образования.
Более того, даже с оконченным высшим образованием можно бесплатно поступить в колледж или техникум, если раньше вы этого не делали и имеете такую возможность.
Правило 7. Иметь страховку
Многие компании предоставляют штатным сотрудникам полис ДМС.
Добровольное медицинское страхование — это экономия денег на платных врачах и времени, которое вы не проведете в очередях в районной поликлинике.
Иногда в ДМС входит даже психотерапия, стоматология и ведение беременности и родов. Однако для фрилансеров такой опции нет, поэтому важно предусмотреть самостоятельное страхование на случай болезни или других непредвиденных событий — и запланировать эти траты в своем бюджете.
Правило 8. Уметь отказывать
Чаще всего фрилансеры сотрудничают с несколькими заказчиками одновременно — по разным проектам, постоянным или разовым.
Изначально это дает опыт и материал для портфолио, затем — обеспечивает стабильный доход. Но если фрилансер соглашается на все заказы, которые ему поступают — он может быстро выгореть от перегрузки, что приведет к снижению качества работы. Если уметь отказываться от проектов, которые вам неинтересны, слишком сложны либо плохо оплачиваются, вы будете более эффективны в целом.
Кроме того, репутация фрилансера сильно зависит от качества его работы.
Если браться за такое количество задач, которое вы физически не сможете выполнить в срок с должным качеством — можно испортить себе профессиональное реноме, поэтому крайне важно говорить «нет» тем задачам, которые по каким-либо параметрам превышают ваши возможности.
Речь идет также о рабочем балансе: фриланс — это гибкость и свобода графика, однако часто это приводит к переработкам и нерациональному распределению времени. Отказываясь от ненужных заказов, фрилансер может сохранить work-life balance более эффективно.
Любой специалист оказывался в ситуациях, когда он вынужден работать меньше и заниматься другими, более важными в этот момент делами.
Например, работе мешают появление детей, проблемы со здоровьем, необходимость получить образование или переехать в другой город или страну. В этих случаях лучше сделать перерыв даже для постоянного работодателя, чтобы затем возобновить сотрудничество с новыми силами, нежели как попало выполнять работу в свободные минутки и портить свою репутацию.
Чаще всего фрилансеры специализируются в определенных сферах деятельности. Отказываясь от проектов, которые не соответствуют их профессиональной области, они могут сосредоточиться на более интересных и высокооплачиваемых заказах в тех областях, где их навыки выше. Именно так растет стоимость услуг: человек не обязан уметь и писать тексты, и программировать, и работать с дизайном, а преподаватель не обязательно работает и с детьми, и со взрослыми. Кроме того, у вас могут быть определенные принципы, которые мешают выполнять определенные задачи — и в этом случае тоже правильным будет отказаться «на берегу», чем идти на сделку с совестью и мучить себя работой с неприятным проектом.
Не менее важны двусторонние честные отношения с заказчиком. Умение ответить вежливым отказом, когда это вам необходимо — часть профессионального общения и важный навык, без которого сложно достичь успеха и управлять своим рабочим временем.
Работа на фрилансе подходит не каждому — нужно обладать высоким уровнем ответственности и дисциплины как в самой работе, так и в отношении финансов. Используйте в своей работе вышеперечисленные правила, и вы сможете более рационально управлять своим заработком на фрилансе и шаг за шагом делать свое финансовое положение более стабильным.
EasyStart — сервис для получения оплат от зарубежных заказчиков