Как работать с САМОЗАНЯТЫМИ, чтобы не попасть под проверку?
Основной и главный риск – это признание ваших отношений с самозанятым трудовыми, т.е. вы привлекаете самозанятых, фактически, для работы в найме, чтобы избежать уплаты налогов с зарплаты❌
Работодатель является налоговым агентом своего сотрудника и уплачивает за него НДФЛ и страховые взносы всего 43% с зарплаты. У самозанятого же нет работодателя, он сам себе работодатель. Если налоговая докажет наличие трудовых отношений, то потребует НЕ уплаченные налоги за сотрудников в размере 43% за тот период, что он проработал, а также назначат 40% штрафа от неуплаченной суммы налогов + пени за весь период просрочки.
Как должна быть организована работа с самозанятым?
1. Грамотно оформленный договор с самозанятым (НЕ указываем в договоре трудовые функции, объем работ, дисциплинарную ответственность, график и место работы. Необходимо описать результат труда, услугу, которую получает Заказчик, также описать все нюансы работы, когда услуга считается оказанной, предоставляет ли самозанятый акт, прописываем, что самозанятый должен подтвердить статус самозанятого и предоставить чек сразу после оплаты его услуг и др... Если вы работаете с большими количеством самозанятых на постоянной основе, лучше составить все документы с юристом.
2. Не работать со своими бывшими сотрудниками, как с самозанятыми в течение 2-х лет после их увольнения из вашей организации
3. Не оплачивать услуги самозанятому в одни и те же даты всегда на одни и те же суммы
4. Желательно, чтобы у самозанятого были другие клиенты кроме вас
5. Самозанятый сам обеспечивает себя необходимой техникой, связью, клиентами и прочим.
Я подготовила чек-лист, в котором более детально описала какие аргументы может приводить налоговая, чтобы доказать наличие трудовых отношений у вас с самозанятым. Скачать можно в моем телеграмм канале "Про налоги и бизнес простым языком"