Феномен денег. Личное исследование. Рацио, эмоцио и позиционирование
Добрый день, дорогие читатели портала vc.ru! Как я и намеревался в предыдущей статье
сегодня я начну раскрытие темы денег.
Ещё раз напомню, что мои статьи носят субъективный, любительский характер, и в большей степени являются формой личного исследования темы денег, как явления в жизни человека.
В комментариях к прошлой статье один читатель мне написал: “Тогда вам не стоит затевать цикл статей на тему денег. Концепция денег довольно простая, и если вы ее не осилили, не очень ясно, чему вы собрались обучать других”. Вопрос, который у меня сразу же возник, а настолько ли проста тема денег?
Давайте взглянем на ситуацию в нашей стране. Всего три процента самых богатых россиян владеют 92% всех срочных вкладов и 89% финансовых активов страны, таковы исследования Высшей школы экономики и Внешэкономбанка за 2019й год.
Для сравнения, предположим, вы учитель Природоведения, и считаете свой предмет максимально простым. Но согласно статистике, успеваемость в вашем классе оставляет желать лучшего. Всего 3% учеников знают предмет на отлично и могут эффективно его применять. Если у вас класс из тридцати трех человек, то от силы только один из них является отличником. Возможно ещё несколько перетаптываются с тройки на четверку. А подавляющее число учеников попросту двоечники.
Можно ли в такой ситуации считать предмет простым? Или быть может предмет простой, просто ученики, мягко говоря, туповаты? А может и предмет простой, и ученики прекрасные, но что-то как-то куда-то не пошло?
Эти вопросы приводят нас к первой постановке задачи моего исследования.
Первая постановка задачи
Чтобы разобраться в теме денег, в этой и нескольких последующих статьях я рассмотрю деньги с точек зрения наиболее популярных, на мой взгляд, концепций об устройстве восприятия человека. Тем самым я намереваюсь прийти к некоторому приближенному, “контурному” описанию феномена денег. Выявить, по-возможности, очевидные свойства денег, а также свойства, вызывающие сомнения и неопределенности.
Феномен денег, первая постановка задачи:
приближенное определение феномена денег и его свойств
Рацио и эмоцио
Я начну изучение темы денег с точки зрения достаточно популярной двухосевой концепции реакции человека. К сожалению мне не удалось выяснить, кто является автором этой теории. Могу лишь сказать, что данная концепция уже упоминалась в 1955 году, в работах Альберта Эллиса по рационально-эмоциональной терапии.
Суть концепции в том, что любое явление воспринимается человеком в двух осях: в чувственной оси эмоциональных состояний и в логической оси рационального восприятия.
В большинстве учебников по экономике деньги рассматриваются именно как рациональное явления. Им приписываются вполне логические функции и свойства, такие как: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления, обладающее приемлемостью, делимостью, однородностью и так далее. Однако там мало говорится, если говорится вообще, об эмоциональных свойствах денег. О том, что деньги могут приносить радость, а их отсутствие - грусть и печаль. Или же о ситуациях, когда людям может быть стыдно за их богатство, а отсутствие капитала может приносить человеку чувство легкости и внутренней свободы.
Возможность рассмотрения денег уже в этих двух осях даёт нам их очень интересное свойство: позиционирование.
Позиционирование денег
Свойство позиционирования денег внутри нашего восприятия может означать следующее: Мы уже можем иметь некоторое логическое утверждение о том, что такое деньги. Если спросить человека “Что такое деньги?”, как минимум он может что-то сказать про цветные бумажки и круглые монетки. Также осознанно или неосознанно мы имеем некоторое чувственное отношение к ним: любим, боимся, радуемся, тревожимся, слегка растеряны или чувствуем легкость.
Но куда интересней, что мы самостоятельно можем сформировать то позиционирование денег, которое нам необходимо или наиболее выгодно.
Идея позиционирования на примере коммерческих брендов была хорошо рассмотрена в книге Джека Траута и Эла Райса “Позиционирование: битва за умы.” 1981 года. Из книги можно узнать, что при составлении рекламных слоганов учитывается не только то, как он будет восприниматься логически, но и какое эмоциональное состояние будет вызывать. И эти рациональные и эмоциональные “координаты” могут быть изменены до тех пор, пока слоган не займет желаемое “место” в восприятии у людей, прочитавших его.
Те же самые действия могут быть применены и к деньгам. Во-первых, мы можем выявить уже имеющееся у нас восприятие денег, его логическую и чувственную стороны. Во-вторых, сформировать желаемое и наиболее благоприятное восприятие денег для нас.
Сам факт осознания наших отношений к деньгам и пониманий денег уже может дать нам некоторые открытия и выводы для изменения ситуации в выгодном нам направлении. А формирование желаемого восприятия может дополнить и раскрыть нам “картину” с новых, неизвестных ранее сторон.
Существует большое количество книг по работе с убеждениями и установками. Из последних прочитанных мною я бы хотел выделить книгу Роберта Дилтса "Изменение убеждений с помощью НЛП". Мне было интересно, может ещё кого заинтересует.
Сам лично же я практикую работу с убеждениями через публикации соответствующих пикчей в своей группе Вконтакте
Может тоже кому зайдёт.
На этом пока всё. В следующей статье мы рассмотрим тему восприятия денег с точки зрения теории “триединого мозга”. Статья выйдет уже в следующем году. Поэтому поздравляю вас с наступающим Новым годом, желаю вам ясности в деньгах и достатка в доходах!