Звёзды в команде: благо или нет?
Об особенностях работы со звездой рассказал Павел Германов на TeamLead Conf.
Каждый руководитель желает собрать уникальную команду профессионалов, которая работает в синергии, всегда идёт навстречу новым вызовам и достигает амбициозных целей менеджмента. Специалисты, имеющие высокую квалификацию, с большим опытом за плечами – неотъемлемая часть такой команды, и их зачастую называют звёздами.
Павел Германов – руководитель направления архитектуры и системного анализа МТС Финтех, работающий в IT более пятнадцати лет, – рассказал о плюсах и минусах работы со звёздами и псевдозвёздами.
Сейчас в IT-отрасли проходит долгосрочный процесс импортозамещения, в рамках которого ставятся масштабные задачи, и без команды высококвалифицированных специалистов не обойтись.
КТО ОН – ЗВЁЗДНЫЙ СОТРУДНИК?
Звёздный сотрудник является безусловным экспертом в предметной области, он продуктивно применяет инновационные инструменты и генерирует идеи, которые поддерживает большинство. Такой сотрудник готов помогать коллегам с меньшим опытом, быть наставником и учителем. Он открыто обсуждает идеи, самосовершенствуется, стремится к лучшему результату и всегда проявляет инициативу. Кажется, что такой специалист просто необходим команде, однако всё не так просто. Наличие звезды может привести к демотивации команды, когда сотрудники ощущают себя менее ценными и способными. В случае ухода звёздного сотрудника его продукт трудно поддерживать и развивать, так как обычно такой специалист не оставляет подробных инструкций и является уникальным носителем знаний о нём. Также звёзды могут оспаривать мнения и решения руководителя, не приходить на встречи и отказываться принимать чью-либо сторону в решении рабочих вопросов.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ СО ЗВЕЗДОЙ
Несмотря на минусы, звёздный сотрудник безусловно полезен как для команды, так и для бизнеса, поэтому важно выстроить верную стратегию работы с ним. Для снижения рисков необходимо развивать наставничество и менторинг, растить потенциал команды. В работе со звездой грамотный руководитель признаёт заслуги профессионала и даёт полезную обратную связь, а если что-то критикует, то обязательно конструктивно и по делу. Специалист постоянно должен быть вовлечён в решение задач, которые он получает, поэтому важно поддерживать интерес звезды сложными многоуровневыми задачами.
ПСЕВДОЗВЁЗДЫ
Помимо звёзд также есть категория сотрудников, которых можно назвать псевдозвёздами. Они не являются экспертами в предметной области, скандалят и не признают другое мнение, требуют внимания, критикуют чужие идеи. Для руководителя важно уметь выявить псевдозвезду как на рынке, так и в коллективе. Это можно сделать благодаря интервью по компетенциям, кейс-интервью, опросам, ассесментам, которые помогут определить уровень экспертизы сотрудника.
Важно помнить, что звёздный сотрудник – это не волшебная палочка. При найме оценивайте риски и не формируйте команду вокруг такого специалиста.