Когда игра не отпускает: что такое «эффект переноса игры»

Сегодня, уж простите, не про искусственный интеллект, а про другую сферу, которая меня интересует с профессиональной точки зрения — видео игры.

Теперь некоторые посты можно будет слушать в озвучке моим «клонированным голосом» — сделанным при помощи технологии Elevenlabs:

Заканчиваешь часовую игровую сессию, откладываешь контроллер — а руки продолжают невольно дергаться, будто всё ещё жмут кнопки. Оглядываешь комнату и ловишь себя на странном желании «подобрать» предметы, словно это ресурсы или оружие из виртуального мира.

Если у вас такое было, вероятно, вы столкнулись с Game Transfer Phenomenon («эффект переноса игры», GTP) — явлением, при котором игровой опыт невольно переносится в реальную жизнь. BBC написали про это большую статью, давайте разберемся, что тут к чему.

GTP открыла и впервые подробно описала психолог из университета Бергена Анхелика Ортиз де Гортари. Для неё это не сухая теория, а личный опыт: однажды после интенсивных игровых сессий она осознала, что воспринимает товары в супермаркете через «прицел виртуальной снайперской винтовки».

Невольные реакции, наложение визуальных элементов игр на восприятие реального мира, даже кратковременные эпизоды подобных галлюцинаций — все это описания характерных признаков GTP.

У меня лично такой эпизод случился, когда я во второй раз проходил Skyrim. Собирая рюкзак в поездку, я на полном серьезе подумал, а не перегружу ли я инвентарь, что замедлит мою ходьбу.

Влад :)

Исследования приводят цифры: в недавнем опросе среди 623 китайских геймеров от 82 до 96% игроков сталкивались хотя бы с одной из форм GTP. Большинство эффектов безобидны: кто-то замечает полоску здоровья над головой своего друга, кто-то воспринимает пространство вокруг через фильтры цветов виртуального мира.

Но иногда возникают тревожные моменты — например, короткое желание сделать резкий маневр на дороге после агрессивной гоночной игры. Пытаться уничтожать демонов во время вождения — плохая идея.

И дело не в самих играх, а в том, как реагирует наш мозг, особенно на сверхреалистичные и детализированные виртуальные миры. GTP чаще и сильнее проявляется, если человек играл дольше 4 часов подряд. Заметно повышают вероятность пережить подобный эффект тревожность и депрессия.

Игровой продюсер Али Фарха рассуждает, что граница размазана в обе стороны: «Мы не только переносим виртуальные модели поведения в реальность, но и несём реальный опыт внутрь игры. В конце концов, виртуальные воспоминания такие же живые, как и оффлайновые».

Стоит ли из-за GTP бить тревогу? Исследователь видео игр из Оксфорда Ник Баллоу считает, что повода для паники нет. В основе своей, игры положительно влияют на сообщество геймеров, создавая социум, принося расслабление и новый опыт. «Если бы GTP было тотальной проблемой, мы видели бы больше странных инцидентов», — говорит он.

Впрочем, GTP — не какое-то безумие или редкость. Это естественный (хоть и фриковатый) побочный эффект взаимодействия человеческого мозга и качественно новых виртуальных вселенных.

А теперь вопрос: если виртуальное и реальное так легко смешиваются в сознании, уверены ли мы, что ещё контролируем игру — или это игра уже контролирует нас?

Подписывайтесь на Telegram-канал Нейрократия.

1
1 комментарий