С&B в 2025: новые приоритеты, индивидуальный подход, автоматизация

В 2024 году соцпакет всем своим сотрудникам предоставляли 44% российских компаний (а еще 14% отметили, что собираются вводить компенсации в ближайшее время). При этом самыми популярными бенефитами были, ожидаемо, полисы ДМС и льготы на питание.

С&B в 2025: новые приоритеты, индивидуальный подход, автоматизация

Тем временем аналитики отмечают: в последние несколько лет C&B-процессы активно трансформируются. Причиной тому стали меняющиеся условия труда, экономические факторы, новые запросы сотрудников. Вот какие тренды, связанные со льготами и компенсациями, в своем отчете приводят эксперты компании Ben:

· интерес сотрудников смещается с wellbeing-программ на более базовые бенефиты — страхование жизни и компенсацию медицинских расходов;

· универсальные пакеты работают не для всех работников, новая необходимость —индивидуальный подход к льготам;

· появляется запрос на персонализацию C&B-инструментов;

· материальная мотивация становится инструментом номер один для удержания специалистов.

Вместе с руководителем C&B-направления Nexign Натальей Шмоновой разбираемся, насколько актуальны эти тренды для наших реалий, и делимся собственными практиками.

Wellbeing ушел в прошлое?

В то время как 15% российских работодателей готовятся расширить социальный пакет новыми опциями в ближайшее время, глобальный тренд, кажется, идет в обратном направлении. Аналитики из Ben выяснили, что работодатели в 2024 году все реже включают в набор wellbeing-бенефиты (например, компенсации йоги, танцев, фитнеса) — сейчас эти льготы на 13% менее популярны, чем были в 2022. Интерес работодателей и сотрудников сместился в сторону более базовых опций — страхования жизни и покрытия расходов на лечение.

Эксперты Ben считают, что такой сдвиг произошел из-за роста цен на медицинское обслуживание и обще��о подорожания стоимости жизни. В этом кроется потенциальная проблема для работодателей, ведь в перспективе такая ситуация означает большие траты для корпоративного бюджета.

Не соглашусь, что тренд на wellbeing прошел — наоборот, в наших реалиях он живее всех живых и даже стал еще более актуальным. Ментальное здоровье как главный фактор счастья сотрудника никто не отменял, поэтому мы включаем в наш кафетерий йогу, танцы, спорт, психологические консультации, хобби и многое другое. А вот ДМС и правда подорожало, что объяснимо: медицинские материалы и оборудование взлетели в цене. По различным оценкам, цены на полисы в 2025 году выросли до 25%. Знаю, что такая ситуация вынудила многих коллег принять курс на сокращение расходов на это направление.

Наталья Шмонова, руководитель C&B-направления в Nexign

А-ля карт

Еще один инсайт, обнаруженный аналитиками Ben: в 21% компаний сотрудники недовольны наполнением соцпакетов. Еще в половине компаний работники отмечают, что в целом удовлетворены предоставляемыми льготами, но считают, что состав компенсаций мог бы быть лучше. При этом 49% опрошенных компаний предоставляют универсальный набор бенефитов без возможности выбора.

Эксперты из Ben отмечают: лучшая стратегия — предоставить сотрудникам самостоятельно выбирать льготы из широкого списка в пределах определенного бюджета. Одинаковые для всех пакеты больше не работают, и этот тренд особенно актуален для российского рынка труда: в одной компании сейчас могут трудиться 4+ поколения сотрудников с совершенно разными потребностями и взглядами на жизнь.

Индивидуальный подход к бенефитам — интересная тема, и всегда любопытно, как он реализуется в разных компаниях. Есть практика классифицировать пакеты по категориям персонала — для топ-менеджмента один вариант, для среднего менеджмента — второй, для рядового сотрудника — третий. У нас в Nexign единый компенсационный пакет и программа ДМС абсолютно у всех — от вчерашнего стажера до генерального директора. В то же время мы понимаем, что потребности у сотрудников различаются, поэтому мы даем возможность компенсировать любые расходы в рамках кафетерия. Так же и с ДМС — сотрудники могут расширить стандартный полис за счет собственных средств теми клиниками, которыми привыкли пользоваться. То есть наш индивидуальный подход мы реализуем так: сделали базу, которую затем можно использовать или дополнить на свое усмотрение. Чтобы оценить удовлетворенность сотрудников льготами, мы проводим внутренние опросы — по их итогам, кстати, в прошлом году добавили несколько опций.

Наталья Шмонова, руководитель C&B-направления в Nexign

Технологии для C&B

Эксперты Ben считают, что в скором времени помогать C&B-специалистам формировать стратегию по компенсациям и льготам будет искусственный интеллект, а операционку можно будет полноценно автоматизировать.

C помощью инструментов можно будет настроить персонализацию — сотрудники будут получать индивидуальные предложения в рамках кафетерия льгот. Еще одна миссия, с которой помогут технологии — повышение прозрачности.

Прозрачность — это вообще главный принцип в работе с мотивацией. Сотрудники должны видеть, как и из чего формируются их вознаграждение и индивидуальные премии, и знать, что на расчет не повлияло ни предвзятое отношение, ни простая ошибка или опечатка. В таких условиях лояльность и доверие к компании со стороны команды будут расти.

Наталья Шмонова, руководитель C&B-направления в Nexign

Мы в Nexign тоже двигаемся в этом направлении: сейчас мы работаем над созданием C&B-блока в Neon HRM. Внутри будут инструменты, которые помогут автоматизировать премирование, пересмотр вознаграждения, работу с кафетерием льгот, бюджетирование и управление компенсациями.

Функциональность станет доступна в течение 2025 года, а с частью инструментов можно познакомиться уже сейчас (просто оставьте заявку на демо по ссылке).

Поделитесь в комментариях: как вы управляете C&B-процессами в своей компании и какие инструменты используете? Какой у вас корпоративный подход к компенсациям и льготам, поменялся ли он за последние несколько лет?

Давайте обсуждать!

Начать дискуссию