30% сотрудников уже работают из офиса менее 5 дней в неделю - при этом две трети считают такой график наиболее удобным
Делимся результатами нашего совместного с Ассоциацией менеджеров исследования предпочтений офисных работников, в рамках которого мы опросили представителей более 100 российских и международных компаний с выручкой от 1 млрд рублей.
Рабочий график: гибридный формат работы становится всё более актуальным
Почти треть (30%) опрошенных заявили, что работают из офиса менее пяти дней в неделю, еще 9% осуществляют свою деятельность полностью удаленно. Более половины респондентов (61%) сообщили, что по-прежнему присутствуют в офисе стандартные пять дней в неделю, однако лишь 12% участников опроса устраивает такой график. При этом большинство сотрудников (43%) заявили, что наиболее приемлемым для себя они считают график 3-4 рабочих дня в неделю в офисе, а 21% – 1-2 рабочих дней в неделю.
Технические характеристики: офисам недостаёт переговорных
В целом большинство сотрудников удовлетворены техническими характеристиками своих офисов – это касается освещения (84%), обустройства рабочего места (78%), микроклимата (более 70%) и свободного пространства (72%). Наиболее уязвимым местом стали переговорные: более половины опрошенных отметили, что их количество в офисах недостаточно, 34% также выразили неудовлетворённость размером переговорных.
Интерьер: сотрудникам не хватает пространства, где можно побыть в тишине и сконцентрироваться на индивидуальных задачах
Данная часть исследования была посвящена важности наличия в офисе пространств, не являющихся основными рабочими зонами: корпоративное кафе, зона для проведения мероприятий, пространство для отдыха, pet-friendly, спортивная и другие зоны.
В результате наиболее востребованными у респондентов оказались так называемые «тихие зоны» - пространства на 8-12 человек, предназначенные специально для сосредоточенной работы. Среди их отличительных особенностей: минимальный уровень шума, приглушенное освещение и запрет на телефонные разговоры. При этом лишь 28% опрошенных положительно ответили на вопрос о наличии подобных помещений у них в офисах.
Столь же важными оказались звукоизолированные помещения на 1-2 человек для проведения аудио- и видеозвонков – они есть в офисах у 45% работников.
Очевидно, что сотрудникам бывает трудно сфокусироваться на собственных задачах в тех условиях, в которых они работают сейчас. О негативном влиянии опенспейсов, являющихся сегодня наиболее популярным форматом офисных пространств, на продуктивность и самочувствие работников написано уже не одно исследование.
Однако проблема не в самих открытых планировках, а, в первую очередь, в ошибках при проектировании офиса – и одной из них является отсутствие альтернативных вариантов помещений, где можно сосредоточиться на текущих делах в более уединённой атмосфере или поговорить по телефону, не мешая при этом другим.
Технологии: наиболее востребованы сервисы, интегрированные в мобильное приложение
Самыми распространенными решениями в офисах у опрошенных сотрудников оказались различные сервисы «управления» с помощью смартфона: например, подача заявок в службы ИТ и клининга (33%), «гибкие рабочие места» (бронирование рабочего места на необходимый промежуток с помощью смартфона) – 29%, а также бронирование переговорных через мобильное приложение – 25%. При этом подача заявок и бронирование переговорных также стали и наиболее востребованными.
В топ-3 по востребованности также вошли «зелёные» технологии. Это, прежде всего, различные системы, направленные на повышение энергоэффективности офисного пространства: например, интеллектуальная система освещения, автоматически настраивающая мощность светильников в зависимости от присутствия людей и уровня естественного света в помещениях. Однако лишь 11% участников опроса отметили, что в их компаниях есть подобные решения.
Переход на гибридный формат занятости в корне меняет требования к офисным пространствам: это касается как необходимости в более продуманном и разнообразном зонировании, так и усиления роли цифровых технологий.
Кроме того, офис становится, в первую очередь, местом для общения и проведения встреч, что в том числе подтверждается нехваткой переговорных комнат, которую отметили участники опроса. Это также предполагает использование более продвинутых систем видеоконференцсвязи, удобных и понятных систем бронирования и др.
Квинтэссенцией всех этих требований является комплексное решение, которое обеспечит сотрудникам простой и удобный доступ ко всем основным офисным функциям в режиме одного окна.