Офисы - для избранных
Как прививка COVID-19 изменит рабочие пространства и почему в офисы вернутся не все, рассказал партнер архитектурной студии IND architects Андрей Сидоров. Среди проектов студии офисы компании СИБУР, Сбербанка, Альфа-Банка, Lamoda и L'Oreal Luxe, коворкинги и гибкие офисы.
У нас обширная практика в сфере дизайна офисных интерьеров, часть новых проектов IND architects была начата до «коронакризиса» и продолжилась после ввода режима самоизоляции: технические задания к проектам корректировались с поправкой на новые реалии.
Многие компании действительно решили часть сотрудников сократить или вывести за штат, поэтому количество рабочих мест в новых офисах сокращается в среднем процентов на 20%. По данным опросов, которые проводим мы и наши клиенты (крупные промышленные, торговые компании, банки) в среднем порядка 70 процентов сотрудников хотят вернуться в офисы, незначительному количеству (примерно 2-5 процентам) все равно где работать и около 25-30 процентов людей желают продолжить работу в удаленном режиме либо с возможностью 1-2 дня в неделю работать из дома. Но тем, кто вернется в офис, компании стремятся создать еще более комфортные рабочие места - тк в штате остаются самые эффективные, ценные кадры.
Площадь, которую отводят на рабочее место одного сотрудника ,увеличивается - если раньше это был минимум 1,2 кв м, сейчас – 1,5 кв м, таким образом прежнее число работников можно разместить на площади на 20 процентов больше, чем требовалось раньше. Но с учетом планируемого сокращения количества людей, присутствующих в офисе каждый день, дополнительных метров компаниям не потребуется. Средняя офисная общая площадь (опенспейс плюс переговорные и все дополнительные помещения, в тч технические) до эпидемии была в районе 10 кв м на офисного работники, теперь эта цифра немного вырастет - по тем же причинам.
Каких-то сущностных изменений в планировочных решениях мы не наблюдаем пока - гипотеза о том, что из офисов исчезнут общественные пространства представляется маловероятной - по-прежнему проектируются переговорные - и большие и малые, прочие пространства для командной работы- лаунжи, лектории. Маловероятно и возвращение к кабинетной системе – это и дороже открытой планировки, и неэффективно с точки зрения организации коммуникаций внутри горизонтальной иерархии.
Повышенные требования к «противовирусной» безопасности требуют новых решений - и уже нам присылают например испанские производители предложения об установке в офисах защитных экранов из оргстекла - в дополнение к существующим акустическим перегородкам между рабочими местами на столы в опенспейсе ставятся прозрачные экраны – как по бокам от сотрудников, так и между ними, если они сидят за столом напротив друг друга.
Как только началась эпидемия мы внесли в архитектурные проекты новых офисных интерьеров изменения , связанные с инженерными системами, - предусмотрели дополнительные системы очистки воздуха, это удорожает проект не столь существенно – прибавляет до 5 процентов к общей стоимости вентиляции. Сразу отмечу - нарастить мощности систем чистки проще, если строится новый офис, в уже работающем офисе такие интервенции сложнее реализовать, так как это вторжение в уже установленную инженерию. Некоторые наши клиенты - офисы для которых уже построены - рассматривали вариант установки бактерицидных (кварцевых) ламп - но на рынке уже возник дефицит этих приборов, и чтобы это решение было эффективным нужно располагать их правильно.
Еще одна тенденция - крупные промышленные компании, в тч из нефтехимии, металлургии и IT-компании размещают проектные команды в сервисных офисах. Мы проектируем такие пространства для одного из операторов гибких офисов (flex-office) - компании Space1. В такие офисы сразу закладывается возможность кастомизации под нужды компании - арендатора. Вот такие универсальные гибкие решения , но с возможностью адаптации под конкретную команду, думаю, будут еще более востребованными, чем до пандемии.