Небо, море, облака
Как и зачем мы открыли pop-up офис в Сочи?
В середине 90-х дизайнер и программист Итан Цукерман придумал «первородный грех Интернета» — всплывающие окна, за что, кстати, публично извинился перед пользователями 20 лет спустя. Впрочем, перекочевав в оффлайн, формат pop-up напрочь лишился негативной коннотации и прижился там надолго.
В середине 2020-го мы в Creative придумали новый формат выезднои удалённной работы, решив «всплыть» на Чёрном море и открыть pop-up офис в Сочи.
POP (англ. Point of Present) — «точка присутствия».
Временно поприсутствовать на юге страны нам захотелось по одной очень простой причине: для проверки гипотезы «хорошо работают те, кто работает там, где все отдыхают». Ведь если это одна из основных причин, по которой многие разработчики идут во фриланс, то почему бы не создать такую возможность тем, кто выбрал работу в офисе?
Идея зашла на ура даже самым «домашним» сотрудникам и чётко вписалась в корпоративные планы на 2020-й — волшебный год, треть которого работать “там, где все отдыхают”, пришлось без исключения всем. Правда, в изолированном формате. Но именно благодаря тому, что случилось весной, мы и решились апробировать эту идею на практике.
Для человека, привыкшего проводить половину года в командировках и в «полях», вопрос о проблеме решения вопросов на расстоянии для меня никогда не стоял. Но руководство и производство — это всё-таки совсем разные процессы. И как можно оторвать производство от места и отправить в «поля», я до 2020 года представлял не особо. А если уж совсем честно, и представлять особо не хотел, полагаясь на принцип: «Всё работает — значит, лучше не трогать». Но, когда в апреле всё производство вынужденно отправилось по домам, работать ничего не перестало. Вывод: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Вроде это давали ещё в первом классе, но усвоил я только сейчас.
Самоизоляция сняла главный вопрос-опасение насчёт эффективности рабочих процессов на километровых расстояниях. Так что пока все лихорадочно сдавали авиабилеты, мы решили их взять. А спустя 3 месяца ожидания «второй волны» взяли буки, плавки и тапки для гальки, и поехали. Пусть пока и не все вместе, а небольшой командой в дюжину человек. Пусть пока ещё не в собственном офисе, а в съёмном инсайт-хаусе.
Вот таким нехитрым выбором манит страничка нашего черноморского пристанища, предлагающего «цифровым кочевникам» отдохнуть, пожить и поработать вместе. Здесь, как и в резиновой нынче Турции, было включено практически всё: хорошая погода, правильное окружение, коливинг и коворкинг.
Неудивительно, что первый в мире коворкинг придумал именно программист — американец Брэд Ньюберг, решивший найти компромисс между офисной атмосферой и фрилансерской свободой. Удивительно то, что придумал он его в тот же год, когда я придумал Creative)
За 15 лет подобный формат рабочего сосуществования распространился далеко за пределы США и, претерпев некоторые изменения, прижился в гостиничной среде. А мы впервые за 15 лет решили его опробовать. Нас вряд ли поймут те, кто родился и всю жизнь прожил с такими вот закатами.
Но 5 десятков людей, оставшихся в тюменском офисе с верандой, на которой уже в сентябре было слишком холодно, чтобы работать, поймут точно. И, скорее всего, поедут во второй заход.
Ну короче, мы съездили в Сочи. И было неплохо. Очень.
Мы быстро наладили быт, подстроились под двухчасовую разницу в поясах между головным офисом и выездным кэмпом, научились быть сразу в двух местах, привыкли начинать рабочий день с утреннего заплыва и убедились в жизнеспособности идеи подобных «удалённых вахт». Однако несмотря на заявленный стихийный формат, планировать их нужно очень чётко и детально. Собрав отзывы ребят, мы провели работу над ошибками и суммировали опыт.
Так что, если вы уже намазали лыжи, вот несколько невредных советов на будущее:
- Купите билеты заранее. 4-5 месяцев — самое оно. На всякий ковидный или любой другой случай, все они должны быть возвратными.
- Ищите съёмное жильё, в котором можно и работать, и жить. Причём жить и работать с комфортом.
- Выбирайте расположение с умом — с развитой инфраструктурой и в шаговой доступности от всех мест первой необходимости.
- Заранее решите вопрос с интернетом и готовьтесь к худшему (даже если вам пообещают 44,2 Tbps). Пара ретрансляторов в чемодане лишней точно не будет.
- Оставьте дом дома. Формула "+1" — хороша в теории, но на практике она превращается в солянку, которая зачастую блокирует саму цель подобных поездок.
- Не растягивайте удовольствие. Как бы парадоксально это ни звучало, за 4 недели можно порядком устать даже от отдыха. 2-3 хватит вам за глаза.
- Едьте работать. Предлагать сотрудникам взять на это время отпуск, чтобы они мозолили глаза работающим коллегам — предприятие, не сильно благотворно влияющее на корпоративные скрепы.
- Контролируйте выработку. Риск расслабиться и забить на работу в обстановке «небо, море, облака» весьма и весьма велик.
- Планируйте совместный отдых заранее. Прописывать каждый час не обязательно, но какой-то общий план лучше таки иметь.
- И не ждите удобного момента — он не наступит (мы, на минуточку, взяли билеты в разгар лихой весны)
Как завещал дядюшка Джобс на одной из наших сочинских стен:
А не любить работу, которая продлевает вам лето на целый месяц и при этом компенсирует большую часть расходов, не представляется возможным.
Что дальше? Дальше — больше. Во всяком случае, в планах на ближайшее будущее — двухнедельный зимний кэмп в следующем году.