Почему лучшие сотрудники постоянно сходят с ума (организационный психолог: как я это чинил)
За последние три месяца ко мне пришли три почти одинаковых человека в консультирование (организационная психология, I/O Psychology):
1 - Техлид из банка, который просыпался в 3 ночи с мыслью “надо переписать весь код” (он сам в психоанализе 4 года).
2 - HRD из ритейла, плакавшая в туалете после "успешного" квартала.
3 - Проджект, работающий со стартапом, ненавидевший команду за “леность” и потому что “никому не нужно развиваться” (хотя по метрикам всё было приемлемо).
Вот что их объединяло:
Они не были “выгоревшими” в классическом смысле. Они злились. Не на работу, а на какую-то невидимую фигню, которую не могли описать.
Все уже проходили коучей и терапевтов — те им говорили “ надо больше осознанности” и “просто научись делегировать”. Не работало.
Разберу один пример с разрешения клиента.
Клиент: Саша (техлид, 10 человек в команде).
Жалоба, прозвучала такая фраза: “После митапов чувствую себя будто я опять школьник у доски”.
Что нашли:
Его собственный HR насоветовала как нужно проводить встречи и отчёты, тем самым воссоздала (невольно!) точно такую же атмосферу, как в школе, в классе его детства:
“Еженедельные отчеты о прогрессе” = дневник с оценками.
“Давайте пройдемся по KPI каждого” = вызов к доске при всем классе.
А команда для него играла роль “одноклассников”: “заговорщически молчали” (его слова), когда он “ошибался”, шептались за спиной.
Что мы сделали:
1 - Убрали ему ВСЕ формальные отчеты (заменили на аудиосообщения в чат).
2 - Запретили обсуждение KPI на общих собраниях (только на 1:1).
3 - Ввели “правило истерики”: если кто-то начинает созвон или встречу со слов “Меня бесит …” или “Я боюсь, что …” — все молчат 2 минуты.
Человек свободно рассказывает. Его выслушивают. Дальше встреча может продолжиться по регламенту. Задача просто вслух высказаться и увидеть как тебя слушают.
Через 2 месяца:
- Саша перестал срываться на операционке (хотя раньше орал раз в неделю).
- Два сотрудника сами ощутили разницу и поблагодарили ("почувствовали, что, наконец, не в школе").
Почему это важно:
Мы думаем, что у нас “проблемы с управлением”. На деле — у нас “призраки из детства” (нашего или сотрудников).
Обычно консультанты это не улавливают — они ищут только "системные решения", в то время как люди ломаются обо что-то бытовое вроде тона голоса начальника в Zoom.
Что можно сделать сегодня:
Можно вспомнить 3 ситуации, где вы чувствуете себя “как маленький” (например: “Когда наш CFO перебивает меня на цифрах”).
Спросите у своего сотрудника: "Что в нашем офисе/чате напоминает тебе школу?" (Вы удивитесь).
И на эти ощущения можно откликаться соответствующими организационными действиями, затем проверять прогресс.
50% “профессиональных” проблем — это непрожитые детские эмоции.
Хотите разобрать свой случай — пишите в личку (но будьте готовы к неудобным вопросам).