Тимбилдинг простыми словами: зачем он нужен и как его провести

Плохой климат в коллективе сказывается на эффективности всего бизнеса: падает мотивация и сплоченность сотрудников, а вместе с ними — производительность и прибыль. Особенно страдают рабочие процессы, если сотрудники уходят из компании из-за внутренних конфликтов и напряженной обстановки. Каково решение проблемы?

Улучшить климат в команде, сплотить коллектив и заодно прокачать soft skills сотрудников помогают тимбилдинги — далее расскажу про них всё доступным языком.

Тимбилдинг простыми словами: зачем он нужен и как его провести

Что такое тимбилдинг для сотрудников: просто о сложном

Существует упрощенный взгляд на тимбилдинг, как на любое мероприятие, которое проводит компания — будь то корпоратив к Новому Году или выезд на природу на майские праздники с сотрудниками. Действительно, такие мероприятия работают над сплочением команды, созданием микроклимата и доверительных отношений, но их еще нельзя назвать тимбилдингом.

Дело в том, что тимбилдинг для сотрудников — это не только про сплочение команды, но еще и про обучение. Соответственно, в отличие от корпоратива, требует разработки плана проведения и четкого обозначения цели.

Как правило, цель тимбилдинга — повысить вовлеченность сотрудников в работу, снизить количество конфликтов в коллективе и научить команду действовать сообща, слаженно.

☝ Отсюда вывод:

Тимбилдинг простыми словами — это работа над командообразованием. Единоразовая активность или серия мероприятий для формирования сильной, сплоченной и эффективной команды, которая обладает не только позитивным настроем, но и конкретными навыками для достижения общих целей компании.

Это инвестиция в развитие сотрудников и компании в целом, которая окупается за счет повышения производительности и лояльности, улучшения коммуникации, удержания кадров. Порой один ценный сотрудник-ветеран, которого удалось вовлечь в работу и удержать еще на несколько лет, окупает все затраты на тимбилдинги десятикратно.

Тимбилдинг простыми словами: зачем он нужен и как его провести

Если, все-таки, вам не удалось удержать старого сотрудника, тимбилдинг поможет включить в коллектив нового. Причина тому лежит в нашей биологии: во время командных игр и активных занятий вырабатывается гормон радости — окситоцин. Он не только заставляет нас улыбаться, но и развивает эмпатию, чувство доверия.

Ученые из Китая в исследовании, посвященному социальному доверию, пришли к выводу, что при высоком уровне окситоцина человек становится более восприимчивым к новой информации, обучению.

Проще говоря, после тимбилдинга сотрудник будет лучше прислушиваться к старшим наставникам и руководству, его будет проще обучать работе в компании.

Одна из проблем бизнеса — текучка кадров. В норме она составляет около 10% для производственной сферы, в ресторанном бизнесе — от 20 до 30%. Если персонал увольняется чаще, то это приводит к ряду последствий: замедление рабочих процессов, увеличение нагрузки на сотрудников, ухудшение микроклимата в коллективе, дополнительные расходы на подбор и обучение кадров. Тимбилдинг помогает снизить текучку кадров.

В этом исследовании были оценены результаты внедрения корпоративных мероприятий в компанию из сферы ресторанного бизнеса. После проведения ряда разных тимбилдингов:

  • командный дух повысился на 30%;
  • сплоченность коллектива выросла на 30%;
  • социально-психологический климат улучшился на 21%;
  • лояльность персонала к руководству увеличилась на 9%;
  • текучесть кадров сократилась на 43%.

Сомневаюсь, что показатели командного духа и сплоченности можно посчитать в процентах, но даже так — очевидно, что мероприятия принесли впечатляющие результаты! Давайте посмотрим, как можно добиться того же с помощью тимбилдингов.

Эффективные способы проведения тимбилдинга для команды

Различают несколько вариантов тимбилдинга:

  • Спортивный. Любые командные активные игры формируют корпоративный дух и лидерские качества, а соревнования прокачивают личную целеустремленность и волю к победе.
  • Интеллектуальный. Различные квизы, стратегические сессии, тренинги и игровые симуляции рабочего процесса помогают получить новые знания и в ускоренном темпе прокачать навыки сотрудников. Команда получает неигровой опыт в формате игрового мероприятия, а потом применят его в жизни.
  • Творческий, или креативный. Сотрудники участвуют в мероприятии, в ходе которого они совместными усилиями добиваются конкретного результата — кулинарного шедевра, произведения искусства. Цель — вложить в дело общие усилия, увидеть целостную картину с разных точек восприятия. Например, в деловой игре «Свой сценарий» сотрудники участвуют в создании кино. Акцент сделан не только на креативном мышлении и творческом подходе, но и на совместной проектной работе команды.

А также есть тимбилдинг:

  • Экстремальный. Участие в туристическом походе или совместное покорение горной вершины во время экстрим-тимбилдинга помогает команде действовать сплоченно.
  • Психологический. Мероприятия такого типа могут содержать упражнения на доверие и разрешение конфликтов, коммуникативные игры и сессии арт-терапии. Психологические тимбилдинги направлены на улучшение взаимопонимания в команде, развитие эмпатии, разрешение конфликтов и повышение эмоционального интеллекта сотрудников.
  • Социальный. Это вид тимбилдинга, который направлен на укрепление связей между сотрудниками посредством совместных социально значимых мероприятий. Это волонтерские, благотворительные акции или эко-проекты.

Также тимбилдинг можно разделить по локации:

  • Офисный. Мероприятие можно провести в конференц-зале компании.
  • Выездной. Для целей тимбилдинга арендуют помещения, концертные площадки, рестораны или выезжают на природу.
  • Онлайн. Если большинство сотрудников работают удаленно, подходит дистанционный формат тимбилдинга.

Часто тимбилдинг для сотрудников объединяет несколько видов взаимодействия. Например, руководитель организует выездное мероприятие, во время которого проходят психологические игры на сплочение, игровые упражнения на открытом воздухе, спортивные соревнования, а вечером в отеле — деловая игра.

Тимбилдинг простыми словами: зачем он нужен и как его провести

Задачи и преимущества тимбилдинга

Хороший микроклимат в команде снижает текучесть кадров и увеличивает рентабельность бизнеса на 20-60% — выводы из данной научной работы. Но это далеко не все плюсы, которые могут принести мероприятия на командообразование. Тимбилдинг поможет:

  • Увеличить сплоченность коллектива. Это особенно важно для эффективной проектной деятельности в команде.
  • Сместить фокус с соперничества и конкуренции внутри коллектива на помощь, сотрудничество и наставничество.
  • Снизить стресс от рабочей деятельности.
  • Наладить эффективное деловое общение внутри команды. Коммуникативные навыки нужны не только для общения с сотрудниками, но и при проведении переговоров, презентации товаров, заключении сделок.
  • Обучить сотрудников новым навыкам, приобрести опыт профессиональной деятельности в игровых условиях.
  • Закрепить командные роли, в том числе значимость лидера.
  • Наладить взаимодействие коллег из разных отделов, подразделений, филиалов, а также познакомить новичков с корпоративными традициями, правилами.
  • Повысить общую эффективность труда за счет роста мотивации и улучшения навыков сотрудников.

Тимбилдинг нужен любому коллективу, когда он состоит более, чем из двух человек. Три сотрудника — это уже команда. В ней уже есть роли, обязанности, межличностные отношения. Чем больше команда, тем сложнее сплотить сотрудников. Поэтому для крупных компаний тимбилдинг приобретает очень важное значение, мероприятия проводятся регулярно, на разных уровнях, преследуют различные цели.

Как часто нужно проводить тимбилдинг, и почему большинство компаний устраивают мероприятия ежеквартально?

По данным исследования, опубликованного в экономическом журнале «Yesterday, Today and Tomorrow», однократные мероприятия дают кратковременный эффект на 2-3 месяца и не оказывают значительного влияния на бизнес-показатели компании. В то время как регулярные тимбилдинги, не реже, чем раз в квартал, дают значительный эффект:

  • прирост производительности труда на 18-22%;
  • улучшение сплоченности коллектива на 25-40%;
  • рост удовлетворенности сотрудников на 15-30%.

Поэтому специалисты рекомендуют проводить тимбилдинги ежеквартально, чтобы добиться стабильного эффекта.

В каком формате можно провести тимбилдинг

Рассмотрим несколько вариантов организации тимбилдинга, которые принесут максимальный эффект для компании.

Выход в поля

Вариант отлично подходит для компаний, которые производят какую-то продукцию. Можно устроить её тест-драйв. Это может быть совместное прохождение игры в геймдеве, дегустация напитков в пивоварне или соревнования на снегоходах для компании по продаже мототехники.

В рамках мероприятия сотрудники могут поменяться ролями. Например, топ-менеджеры могут на день стать официантами, курьерами, строителями на площадке, чтобы проверить условия труда в режиме реального времени, познакомиться с проблемами «на производстве» и наладить отношения с линейным персоналом.

Такой тимбилдинг не только сближает его участников, но и помогает разобраться в качестве продукта, найти его слабые места и сгенерировать идеи по улучшению.

Прохождение квеста

Формат может быть самым любым: это специальные квест-румы, разработка мероприятия под задачи компании или квест по обучению в онлайне. Последовательное выполнение задач вместе с командой помогает почувствовать сплоченность и чувство локтя. В ходе квеста могут быть разные задачи, которые развивают различные навыки, в том ч��сле лидерские способности.

Туристический поход

Если отправить группу людей в непривычные условия дикой природы и дать им снаряжение и минимальный запас продуктов, то мероприятие превратится в отыгрыш сериала «Остаться в живых». А что от этого получит компания:

  • коллектив научится принимать нестандартные решения в условиях ограниченных ресурсов;
  • коллеги самоорганизуются и будут лучше распределять роли;
  • сотрудники научатся больше доверять друг другу.

А если добавить во время посиделок у костра несколько словесных игр и бизнес-упражнений, то получится привнести в тимбилдинг обучающий и развивающий компонент.

Деловая игра

Деловая игра — это формат обучения сотрудников, в котором происходит имитация рабочих ситуаций. Участники действуют в рамках отведенных ролей и сценария, согласно установленным правилам. В ходе игры участники приобретают опыт и навыки, которые потом используют в профессиональной деятельности.

Деловую игру можно приурочить к празднику!
Деловую игру можно приурочить к празднику!

Для проведения деловой игры нужно:

  • Определиться с бюджетом. Стоимость мероприятия зависит от количества участников, продолжительности и формата проведения.
  • Выбрать формат. Деловые игры можно проводить офлайн, онлайн или в смешанном варианте.
  • Подобрать локацию. Игры можно проводить у себя в офисе, на открытом воздухе или в специальных помещениях. Например, для игры «VUCA в темноте» нужно специальное black-out пространство.
  • Подготовить условия для проведения игры в зависимости от ее формата. Для офлайн-игр нужен реквизит, расходные материалы, помещение и закуски для участников. А для онлайн-мероприятия — стабильный интернет, выверенная программа и подходящий софт.

В следующей статье я расскажу подробно, что такое деловая игра и зачем она нужна бизнесу. Главное: она может стать основным мероприятием на тимбилдинге, который можно дополнить тренингом, игровыми упражнениями, спортивными соревнованиями или мастер-классами.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить, и делитесь мнением: что вы думаете насчет тимбилдингов?

Начать дискуссию