Кейс Apple: Почему сотрудники не хотят возвращаться в офис?
Всё лето мир следил за ситуацией в офисе Apple. Сотрудники написали письмо главе компании Тиму Куку с недовольством новым правилом компании, которое обяжет их с сентября работать из офиса как минимум три дня в неделю. По их словам, удаленка только улучшила их производительность, позволила заботиться о себе и близких и не тратить время на дорогу. Сам Кук аргументировал свое решение тем, что работа в офисе с личными встречами рождает «гул активности, энергии и творчества».
Как стало ясно из письма, работники с таким мнением не согласны.
«Многие из нас уже сейчас чувствуют лучшую связь со своими коллегами, чем когда-либо», — заявили они.
Подход руководства к организации удаленной работы, по словам авторов письма, «уже вынудил некоторых наших коллег покинуть компанию». Как следует из проведенного в июне опроса, в котором приняли участие более полторы тысячи работников Apple, 35% из них опасаются, что им придется уйти из-за недостаточной гибкости в этом вопросе.
Другие технологические компании из Кремниевой долины придерживаются менее консервативной позиции. В мае Google объявил, что 20% его сотрудников смогут постоянно работать из дома. Марк Цукерберг заявил, что за удаленкой — будущее, и разрешил сотрудникам Facebook не возвращаться в офис, если они согласуют это со своим непосредственным руководителем.
Почему даже в крупных компаниях возникают недопонимания между руководством и сотрудниками и как это исправить расскажет директор департамента специальных проектов KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT ™ Мария Кубрава.
Вопросы без ответов
Комментировать ситуацию Apple за неимением достаточных данных – равно как ставить диагноз по фотографии. Нужно увидеть общую картину, чтобы понять почему руководство приняло такое решение и почему сотрудники восприняли его негативно.
Какие могут быть причины у сотрудников на такой отчаянный шаг с открытым письмом, увольнениями и полным отказом выходить в офис?
Во-первых, это боязнь COVID-19: люди чувствуют себя защищеннее в своем знакомом периметре с ограниченным кругом общения. Винить людей в страхе в это непростое для всех время нельзя.
Во-вторых, за время удаленной работы сотрудники уже перестроились, адаптировали свой быт, подстроили свой рабочий график под графики других членов семьи.
В-третьих, многие сотрудники родом из других штатов и даже стран, они почувствовали свободу при работе удаленно и могут проводить больше времени с родными.
В-четвертых, данный график ввели директивно без предварительных опросов сотрудников и без их психологической подготовки – это говорится в открытом письме сотрудников Apple.
В-пятых, Apple предлагает своим сотрудникам две недели дистанционной работы в год. Достаточно странно, что несмотря на такое условие, сотрудники недовольны. Может, дело в том, что сотрудники чувствуют себя неуютно в самом офисе и его нужно менять или они просто слишком привыкли работать удаленно.
К такому решению компании есть множество вопросов. Почему выбрали именно три дня, а не один или четыре? Зачем руководству нужно чтобы все сотрудники выходили в офис? По практике наших опросов не все подразделения имеют постоянные кросс-коммуникации с коллегами из других отделов. У Apple большой офис, сотрудники даже из кросс-функциональных команд общались онлайн, потому что пока дойдешь до нужного коллеги – пройдет много времени. И ещё вопрос: чем могут заниматься сотрудники в офисе и достаточно ли оснащено для этого пространство?
А вместе с этим компания SAP сообщила более 100 000 своим сотрудникам, что доверяет им и разрешает работать хоть полностью удаленно, хоть всегда из офиса.
Стратегическое мышление
Как можно изменить ситуацию в Apple и других компаниях?
Создать офис, который будет не только отвечать целям компании, но и создаст оптимальные условия для каждого сотрудника, поддерживая наилучшую рабочую атмосферу и повышая мотивацию работников, возможно с помощью workspace strategy, стратегии эффективной организации рабочего пространства.
Такой подход необходим, чтобы понять список ключевых пожеланий и требований компании, которые нужно реализовать в новом пространстве, и применить решения, которые сделают офис эффективным.
Для выстраивания стратегии организации рабочего пространства необходимо применить комплексный анализ, выходящий за рамки традиционных опросов. По сути, это работа на стыке аналитики, психологии и проектирования: каждая из этих дисциплин в равной степени значима для формирования эффективного пространства – такого, в котором каждому сотруднику будет комфортно работать.
По пути создания офиса с учетом workspace strategy уже пошли мировые компании-лидеры в своей индустрии: Google, Johnson & Johnson, Coca-Cola European Partners, Goldman Sachs, Cisco, Hilton, Salesforce и другие. Оценивая признанные лучшими офисы по всему миру, мы видим главное, что объединяет эти компании, — высокий уровень доверия работников. Так, 86% сотрудников этих компаний планируют работать в них как можно дольше, а у 88% отмечается более высокий уровень продуктивности, а по оценке 86% сотрудников эффективность командной работы выросла.
Стратегия организации эффективного офисного пространства подходит компаниям с любым штатом сотрудников, главная цель — создать для них комфортные условия труда. Однозначно workspace strategy потребуется уже сейчас тем организациям, которые отличаются быстрыми изменениями, ростом и стремятся в этом потоке не потерять эффективность. Стратегическое мышление при создании рабочего пространства даст возможность четко обозначить будущие тренды и создать прежде всего комфортный для сотрудников и актуальный офис.