Как провести мозговой штурм с удаленной командой
Советы из этой статьи применимы не только для мозговых штурмов, но и для коллективных совещаний, нетворкингов, фокус-групп. Иными словами, когда нужно собрать группу людей, которые обычно взаимодействуют удаленно.
Для начала: что такое мозговой штурм?
Мозговой штурм — это метод поиска нестандартных решений в бизнесе, маркетинге, проектировании, разработке и других сферах. Участники в процессе штурма сначала делятся любыми идеями и вариантами, которые приходят в голову, в том числе глупыми на первый взгляд. Потом обсуждают и выбирают лучшие решения.
Особый сценарий, как и само понятие мозгового штурма, был разработан копирайтером Алексом Осборном, одним из основателей агентства BBD&O, в конце 1930-х годов. Разумеется, в то время никто и не думал о том, что участники штурма могут находиться на расстоянии. Однако, несмотря на почти вековую историю и многочисленные критические замечания, метод трансформируется и остается применимым в современных реалиях.
Как обычно проходит мозговой штурм
Мозговой штурм проходит в три этапа: подготовка, генерация и оценка идей. Традиционно в нем участвуют две группы — креативная и экспертная. Руководит процессом модератор.
Подготовка
На этапе подготовки модератор мозгового штурма приглашает участников, согласовывает дату, место и время сбора. Логично сообщить о цели встречи, но предупредить участников, что не нужно приходить с готовыми идеями. Так участники смогут погрузиться в тему, посмотреть тренды, вдохновиться и уловить направление мыслей в общих чертах.
Генерация
На этом этапе нужно собрать как можно больше идей от креативной группы. Участники в заданный промежуток времени генерируют и записывают идеи, а затем по очереди озвучивают их. Важно соблюсти главное правило мозгового штурма: нельзя критиковать и давать оценки идеям, как положительные, так и отрицательные. Критика демотивирует людей смело делиться мыслями, отвлекает от задачи и сбивает творческий настрой.
Оценка
На этом этапе важно отфильтровать предложенные идеи и выбрать те, что пойдут в работу. Сначала определяют шорт-листа идей, затем проводят голосование. Конструктивная критика приветствуется. Голосовать могут все участники мозгового штурма, но окончательное решение принимают представители экспертной группы.
Между этапами генерации и оценки принято закладывать достаточное время, чтобы участники группы успели отвлечься от свободного потока мыслей и задействовать критическое мышление. Например, начать мозговой штурм с утра, а продолжить после обеда.
Как провести мозговой штурм онлайн
Организовать мозговой штурм с удаленной командой сложнее, чем провести привычный групповой созвон в Zoom или создать чат в мессенджере, но вполне реально. У такого формата есть свои плюсы и минусы.
Плюсы
Дистанция между участниками дает больше независимости в мышлении. Участники могут в режиме онлайн видеть сообщения с идеями других, отталкиваться от них, преобразовывать их, держать темп. В то же время есть возможность абстрагироваться от происходящего в общем пространстве и спокойно сформулировать свежую идею.
Минусы
На этапе обсуждения может быть сложно вести дискуссию. Люди могут отвлекаться на проверку почты и мессенджеров. Фоновые шумы, задержки и сбои связи могут затягивать процесс и снижать эффективность штурма.
Инструменты
Идеи можно собирать в групповом чате, на общей доске в Notion или Figma. Или воспользоваться одной из специальных платформ, их довольно много:
- Google Hangouts;
- MindMeister;
- Creately;
- Slack;
- Miro и др.
Если вы планируете проводить мозговой штурм на одной из платформ, позаботьтесь о том, чтобы всем участникам было понятно, как с ней работать. Сделать это лучше заранее в рамках подготовительного этапа. Например, снять видеоинструкцию с демонстрацией экрана.
Где провести мозговой штурм офлайн
Если ваша удаленная команда распределена в рамках одного города, гораздо эффективнее на один день покинуть домашние офисы и организовать «живой» мозговой штурм в новой для всех локации.
Преимущества
В этом случае не нужно подстраиваться под условности онлайн-коммуникаций. Живое коллективное взаимодействие подогревает интерес к процессу. Смена обстановки помогает уйти от шаблонов, мыслить нестандартно и быть смелее в выражении идей. Легче собрать все предложения и находить связи между ними. На этапе оценки можно учитывать невербальные реакции.
Недостатки
В режиме живого взаимодействия у некоторых участников может возникнуть страх оценки, они будут стесняться своих идей и опасаться критики. Это может снижать общую эффективность.
Локации
Можно арендовать кабинет в бизнес-центре или зону для переговоров в коворкинге. Если большая часть команды в Москве, хороший вариант — забронировать переговорную комнату через сервис Foodworking. Например:
- в ресторане SPATEN HAUS Grand на Лубянке;
- в ресторане «Чайхона № 1» на Пушкинской площади;
- в лаундж-баре High Ground на Нагатинской;
- в ресторане «Кафедра вкуса» на Ломоносовском проспекте;
- в кафе «Мята Lounge Динамо» на Ленинградском проспекте.
В этом случае не нужно будет перемещаться на обед в другое место или заказывать доставку еды, а также платить за аренду. При бронировании переговорной комнаты вся сумма идет в депозит на оплату блюд и напитков из меню.
Foodworking — это сеть коворкингов на базе ресторанов Москвы с онлайн-бронированием рабочих мест, переговорных комнат и площадок для мероприятий. В отличие от обычных коворкингов, где можно арендовать только пространство для работы, в фудворкингах вы платите одним чеком и за место для работы, и за заказ по меню. На платформе Foodworking доступно 12 локаций с переговорными комнатами на 10-12 человек.
Выбирайте лучшее место встречи, будьте смелее, и гениальные решения обязательно найдутся!