Чем корпоративный психолог может помочь малому и среднему бизнесу
Спрос на услуги корпоративных психологов со стороны среднего и малого бизнеса (МСБ) — закономерная реакция на актуальные задачи, обозначенные правительством страны и обусловленные бурным экономическим ростом. Президент Ассоциации корпоративных психологов Мария Митичкина рассказывает о роли корпоративного психолога в современных бизнес-реалиях.
Наряду с крупными корпорациями, российский бизнес сегодня стремительно развивается и масштабируется, обеспечивая импортозамещение и суверенитет разных сфер экономики. На фоне такой благоприятной ситуации у представителей малого и среднего бизнеса возникает ряд вызовов, которые можно разделить на две основные группы — кадровые и организационные.
Кадровые:
● сложности с подбором персонала и утечка кадров: высокая конкуренция на рынке труда в ситуации нарастающего дефицита кадров приводит к тому, что маленькое или молодое предприятие зачастую не способно поддерживать высокую планку уровня материальной мотивации, установленную крупными компаниями региона;
● несформированность команды;
● низкий уровень вовлеченности;
● нарушенные внутренние и внешние коммуникации (с коллегами, партнерами, поставщиками, клиентами);
● конфликты в коллективе;
● высокий уровень стресса и эмоциональное выгорание, приводящие к ошибкам и травмам;
● нездоровый психологический климат в коллективе.
Организационные:
● интуитивная неэффективная организация управления;
● потери времени;
● неясные цели;
● размытые функции персонала и многое другое.
Эти проблемы влекут за собой потери прибыли и могут привести к закрытию бизнеса. Но есть хорошая новость: справиться с этими вызовами поможет профессиональный корпоративный психолог.
● Согласно данным доклада министра экономического развития РФ М.Г. Решетникова на 10 мая 2024 года в реестре МСП зарегистрировано порядка 2,34 млн юридических лиц.
● Из них 2,14 млн микропредприятий, 184 тыс. предприятий малого бизнеса и 18 тыс. – среднего.
● Почти половина из всех (38,2%) занята в оптовой и розничной торговле и транспортировке (7,8%).
Лидирующую позицию по количеству организаций малого и среднего бизнеса занимает Москва (927 тыс.), на втором месте – Московская область (456 тыс.), на третьем – Санкт-Петербург (377 тыс.). Первую пятерку замыкают Краснодарский край и Свердловская область (306 и 214 тыс. соответственно).
Чем конкретно корпоративный психолог может помочь малому и среднему бизнесу?
К ответу на данный вопрос предлагаю подойти не обобщенно, а с опорой на ключевые направления деятельности психолога в бизнес-организациях.
Лидерство и эффективность
Все начинается с руководителя, его видения, целей, личностных особенностей и способов коммуникационной активности. Психолог в этом случае консультирует и помогает в определении миссии, обучает инструментам целеполагания и эффективного планирования. Оказывает помощь в преодолении стресса, профилактике эмоционального выгорания лидера. Ни для кого не секрет, что принятие рациональных и конструктивных решений возможно лишь в эмоционально стабильном состоянии.
Благодаря психологическому сопровождению предприниматель формирует навыки жизнестойкости, избавляется от страхов и суетливости, расширяет спектр вариантов благоприятных векторов реализации в условиях изменчивости внешней экономической ситуации.
Психолог помогает лидеру сформировать личный имидж внутри компании и при общении с партнерами и клиентами, формировать навыки убеждающего выступления, ведения переговоров и выстраивания эффективной коммуникации с подчиненными.
Формирование команды
В ситуации сложившегося сегодня катастрофического кадрового голода подбор, закрепление, остановка утечки кадров и повышение активной вовлеченности в достижение успеха компании – наисложнейшая задача. Привлекая психолога к подбору персонала, можно осознанно выбирать людей, подходящих именно этой компании по ценностям, целям, особенностям мотивации. Психолог способен выявить соискателей с расстройствами характера, криминальными установками, психопатиями и зависимостями. Зачастую лучше отдать предпочтение молодому и высоко мотивированному работнику с небольшим опытом, чем опытному, но сконцентрированному исключительно на своей выгоде.
Эффективность команды
Психолог проводит аудит особенностей работы и выстраивания коммуникаций, выявляет «провалы» и/или точки роста, например: неравномерное распределение обязанностей, потери и нерациональное использование времени, нарушение коммуникации, конфликты. Затем формулирует конкретные рекомендации и сопровождает их внедрение.
Специалист в сфере корпоративной психологии способен обучить менеджеров отдела продаж и розничных продавцов психологическим приемам продуктивной коммуникации с клиентом и выстроить взаимодействие в коллективе.
Корпоративный психолог умеет анализировать и проектировать развитие личности в бизнесе. Использует научно-обоснованный фундамент для своей деятельности, имеет системное видение, владеет валидными (объективными) методами диагностики личности и организации, приемами техниками формирования личностных и коллективных установок и психологических компетенций, необходимых для развития успешного бизнеса. Способен оказать психологическую помощь здесь и сейчас и проводить общее психологическое сопровождение.
Организация управления процессами
Корпоративный психолог проводит аудит компании и выявляет факторы, которые нарушают, коммуникацию, мотивацию, вызывают состояние хронического стресса, приводят к неудовлетворенности и увольнению сотрудников по собственному желанию. Он помогает нивелировать негативные факторы и создать комфортные условия, повысить удовлетворенность персонала и уровень нематериальной мотивации труда.
Формирование уникальной организационной культуры и преданности сотрудников компании
Ключевая роль психолога в бизнесе — соединять человека или компанию с их миссией, стремлениями, ценностями, установками, аутентичностью, центральной идеей. Если такое соединение происходит, то сотрудник «сродняется», идентифицируется с компанией, готов пройти с ней через кризисы. Бизнес может стать пространством самореализации и делом жизни для каждого сотрудника, и корпоративный психолог знает, как это реализовать. Он помогает создать организационную культуру под видение лидера и с учетом научно-практических закономерностей психологии управления персоналом.
Успешно функционируют те компании, где каждый сотрудник чувствует себя вовлеченным и ответственным за реализацию общих целей, является проактивным, имеет возможность развиваться, принимать творческие решения, влиять не только на результат своей работы, но и общ��ю продуктивность.
Построение эффективного имиджа для потребителей
Бизнес — это живой социальный организм со своей уникальной и неповторимой душой. Вероятно, вам приходилось, заходя в небольшую пекарню, уже с порога чувствовать особую атмосферу доброжелательности и уюта, дополненную запахом свежей выпечки и уникальными элементами декора. В другом же подобном заведении – полное отсутствие первого яркого впечатления. Или, получив разовую услугу по ремонту машины в небольшой мастерской, остаешься ее клиентом на долгие годы и стараешься заранее записаться, потому что на услуги мастера высокий спроса. Причем, нареканий к результату в предыдущем месте обслуживания не было.
Психолог может помочь выстроить имидж, создать первое впечатление, закрепить результат. Все это конечно же при соблюдении «базовой опции» профессиональной компетентности сотрудников. На имидж оказывает влияние и внешняя картинка, и содержание, и особенности выстраивания общения и взаимодействия с клиентом.
Как найти экспертного психолога для бизнеса
Профессионализм корпоративного психолога определяется двумя основополагающими факторами:
● образованием — базовое психологическое, дополнительные курсы повышения квалификации;
● опытом — успешные кейсы, отзывы клиентов.
Выбирайте психолога среди экспертов на сайтах профессиональных сообществ. В России успешно работает профессиональное сообщество «Ассоциация корпоративных психологов», которой разработаны и апробированы эффективные алгоритмы, направленные на развитие бизнеса. На официальном сайте вы можете познакомиться с интересными кейсами ведущих экспертов и обратиться за помощью в решении конкретных проблем. Профилактика всегда проще лечения, поэтому желательно своевременно обращаться за помощью, не дожидаясь, пока деструктивные процессы станут необратимыми.
Приведу некоторые индикаторы, которые служат первичными сигналами того, что пора приглашать корпоративного психолога:
● «текучесть» кадров,
● конфликты,
● проблемы со взаимозаменяемостью по причинам отпусков и больничных,
● рост количества ошибок у опытных сотрудников,
● отток клиентов.
Когда бизнес становится здоровым социально-психологическим организмом, делом жизни для лидера и всех сотрудников, тогда наилучшим образом выстраиваются все процессы, коммуникации, появляются качественные продукты (товары, услуги), наполненные смыслом, способные приносить настоящую пользу, имеющие высокую ценность на рынке.
Корпоративный психолог помогает создать подобную атмосферу. Для этого существует ряд эффективных психологических программ, технологий и методов, которые подбираются с учетом индивидуальных особенностей бизнеса (отрасли, специфики продукта, запросов лидера).
Успехов вашему бизнесу!