Как сделать так, чтобы сотрудники работали в компании десятилетиями

Когда смотришь на свой коллектив и осознаешь, что многие работают с тобой 10, 15, а то и 20 лет, понимаешь: значит, что-то делаешь правильно. В моей компании большинство сотрудников — это не просто коллеги, это люди, с которыми мы прошли годы совместной работы, кризисы, радости, развитие. Они не уходят, потому что здесь им комфортно, интересно и они чувствуют себя частью чего-то большего.

Я не учился специально управлению персоналом, не проходил сложных HR-курсов, но с самого начала подходил к подбору сотрудников и управлению ими интуитивно, опираясь на простые, но важные принципы. Сегодня хочу поделиться своим опытом — как сделать так, чтобы люди задерживались в компании на десятилетия.

Как я подбираю сотрудников

Когда я только начинал свою деятельность, я не знал, что существуют такие понятия, как hard skills и soft skills. Сейчас я понимаю, что интуитивно обращал внимание на эти вещи.

Hard skills — это профессиональные навыки, знания, которые человек получает в ходе работы и обучения. Soft skills — это его личные качества, умение общаться, работать в коллективе, справляться с трудностями.

Я всегда смотрел не только на опыт и знания кандидата, но и на то, какой он человек.Например, когда ко мне на работу пришла моя нынешняя начальник направления по охране труда, она была еще студенткой. Училась на техносферной безопасности, пришла стажером. Тогда я увидел в ней стремление, желание развиваться, ответственность. Она постепенно доросла до специалиста, потом до моего заместителя, а сегодня курирует целое направление. Она уже дважды уходила в декрет, но оба раза возвращалась. Сейчас у нее двое детей, семья, но она остается важной частью нашей команды.

На собеседованиях я всегда задавал вопросы, которые помогали мне понять не только уровень компетентности человека, но и его ценности. Например:

• Как бы вы поступили, если бы ваш коллега попросил помощи?

• Готовы ли вы задержаться ради команды, если это необходимо?

• Как вы относитесь к командировкам?

Это помогало мне определить, насколько человек разделяет мои взгляды, насколько он командный игрок.

Очень важный момент — ценности. Для меня важно, чтобы человек был честным, порядочным, чтобы он уважал коллектив и клиентов. Если человек интуитивно вызывал у меня неприятие, я старался не брать его в команду. Даже если он был профессионалом.

Почему сотрудники остаются в компании на долгие годы?

Я не сторонник жестких корпоративных правил и отношения к людям как к ресурсу. Конечно, у нас есть задачи, KPI, работа, но я всегда старался относиться к сотрудникам по-человечески.

1. Понимание и поддержка в сложных ситуациях

В моей компании работают в основном женщины. Кто-то выходит замуж, кто-то уходит в декрет, у кого-то болеют дети. Я никогда не боялся брать молодых девушек, хотя многие работодатели боятся их будущих декретов. У меня все сотрудники, которые уходили в декрет, потом возвращались.

Я понимаю, что семья и здоровье — важнее всего. Если сотруднику нужно отпроситься на утренник ребенка, съездить с ним к врачу или просто отдохнуть — я всегда иду навстречу.

2. Комфортные условия работы

Когда человек проводит в офисе большую часть дня, важно, чтобы ему было комфортно. Мы всегда следим за рабочими местами:

• Если стул неудобный — меняем.

• Если нужен монитор побольше — покупаем.

• Если в офисе душно — ставим кондиционер.

Это мелочи, но они важны. Человек должен приходить на работу с удовольствием, а не с мыслью: «Опять этот неудобный стул».

3. Дружеская атмосфера

Мы не просто работаем вместе, мы отмечаем праздники, поддерживаем друг друга. Дни рождения сотрудников — это всегда цветы, подарки, поздравления. Новый год, 8 Марта, 23 Февраля — корпоративы, совместные поездки, мероприятия.

Это сближает, делает коллектив сплоченным. Люди не хотят уходить туда, где они просто «винтики». Они хотят быть частью чего-то большего.

4. Справедливость и уважение

Я всегда стараюсь быть справедливым. Да, я требовательный руководитель. Если человек не выполняет свою работу, халтурит — я это вижу и говорю об этом.

Но я никогда не рублю с плеча, не унижаю, не создаю токсичную атмосферу.

Если есть проблема — мы обсуждаем ее. Если человек ошибся — выясняем, почему это произошло. Возможно, я плохо объяснил задачу? Возможно, ему не хватает знаний? Если да — обучаем. Если он просто не хочет работать — тогда расстаемся.

Бывали ситуации, когда кто-то пользовался моим доверием. Например, просил отгулы, но при этом не был готов в ответ подстраховать коллегу. В таких случаях я всегда поднимал этот вопрос, объяснял свою позицию. Если человек собрался и начинал работать на равных с командой — отлично. Если нет — значит, нам не по пути.

5. Материальная мотивация

Да, комфорт, дружеская атмосфера и уважение — это важно. Но люди работают, чтобы зарабатывать. Поэтому я всегда стараюсь следить за уровнем зарплат. Мы регулярно пересматриваем оплату труда, даем премии.

В наше время инфляция и рост цен делают повышение зарплаты необходимым. Люди должны видеть, что их труд ценится не только на словах, но и финансово.

Главный секрет долгосрочной работы сотрудников

Если коротко — относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.

• Видьте в сотрудниках не просто исполнителей задач, а живых людей со своими проблемами, амбициями, мечтами.• Создавайте комфортные условия для работы.• Поощряйте инициативу, поддерживайте людей.• Будьте справедливы, но требовательны.

Я работаю в бизнесе больше 27 лет. Коллектив менялся, но основной костяк остается неизменным. Это показатель того, что люди здесь находят не только работу, но и свое место, свою команду.

Если вы хотите, чтобы сотрудники оставались с вами на долгие годы — создайте для них правильные условия, культуру уважения и доверия. Тогда они не будут искать чего-то другого, потому что у них уже есть лучшее место для работы.
Как вам такой подход к работе? Пишите в комментариях!
И присоединяйтесь в наш тг-канал ПрощеБизнес, там мы говорим о том, как сделать бизнес безопасным, избежать штрафов и сократить лишние расходы!

Как сделать так, чтобы сотрудники работали в компании десятилетиями
1
Начать дискуссию