Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Самые интересные по мнению Фикуса (и не только) аэропорты, спроектированные с учетом принципов биофильного дизайна.

Вообще, путешествия должны снижать стресс. Дорога создана для удовольствия, новых впечатлений и положительных эмоций, особенно если вы год просидели дома и теперь наконец увидите и обнимите тех, по кому скучали. Но без тревоги мало кто обходится: кто-то боится летать, кто-то нервничает по поводу самых разных причин, которых в ковидное время стало только больше. Задержка и отмена рейса, границы, которые закрылись, пока вы летели, закончившийся ПЦР-тест и так далее. Что же говорить о тех вещах, которые никому не нравились и раньше: например, потеря багажа или неудобная стыковка, которая оборачивалась ночевкой в зале ожидания.

Биофильный дизайн, о котором мы уже рассказывали, помогает людям не терять связи с природой, чувствовать себя спокойнее, счастливее и лучше, в тех местах, где они наиболее уязвимы. Например, в аэропортах. Неудивительно, что индустрия путешествий и гостеприимства активно применяет эти принципы на практике. Каким образом? Самым разным: от масштабных архитектурных проектов, которые меняют привычное представление об аэропортах, до крошечных, но важных вещей, которые делают ожидание рейса комфортнее: например, удобная мебель и наушники с успокаивающими звуками природы в финских терминалах.

Мы собрали интересные примеры того, как принципы биофилии реализуются в аэропортах разных городов и стран мира, обращаются не только к нашему чувственному, но и культурному опыту и позволяют сделать путешествие интереснее и осознаннее. В конце – супер-бонус, самый красивый и зеленый аэропорт на земле.

Самый экологичный: главный аэропорт Осло, Норвегия

Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Проект: Nordic — Office of Architecture. Фото: Knut Ramstad

Строительство расширенного терминала главного аэропорта Осло было завершено в 2017 году – проектом занималась компания Nordic – Office of Architecture, которая спроектировала основное здание аэропорта в 1998 году и известна своими рациональным подходом. Новый терминал поднял планку экологичного дизайна на новую высоту и вот почему. Во-первых, в строительстве нового терминала были использованы нетоксичные и безопасные материалы: клееный брус, переработанная сталь, смесь бетона и вулканического пепла. Во-вторых, энергосбережение аэропорта снижено на 50% за счет использования пассивной солнечной энергии и даже снега, который зимой здесь хранят, а летом используют в качестве охлаждающей жидкости для всего здания. Эти достижения принесли аэропорту первое место в рейтинге breeam Excellent: в него вносят различные пространства, соблюдающие принципы устойчивого развития. И впервые среди фабрик, торговых центров, отелей, больниц оказался аэропорт.

Проект: Nordic — Office of Architecture. Фото: Knut Ramstad

Но кроме технических показателей, создателей терминала Осло беспокоили и экспериментальные аспекты устойчивости. В оформлении пространства они использовали зеленые стены и водные объекты. А на территории вокруг аэропорте растут сосны. В компании Nordic говорили, что именно история с аэропортом в Осло может стать поворотной для всей концепции воздушного движения, которая исторически сложилась таким образом, что забота об окружающей среде была не приоритетной задачей. Пойдёт ли все по–другому? Кажется, что да.

Стальные тюльпаны и традиция ткачества: два примера того, как аэропорты обращаются к культурному наследию

Когда мы говорим о биофилии и экологии, то обычно представляем растения, размещенные внутри того или иного пространства. На самом деле, связь человека с природой обеспечивают не только они, но и те дизайнерские и архитектурные решения, которые обращаются к окружающему ландшафту, особенностям места и его культурному наследию. Один из самых известных примеров – это диспетчерская вышка в форме тюльпана, спроектированная дизайнерским домом Pininfarina для Нового аэропорта Стамбула. Именно тюльпан – ботанический символ Турции.

Другой пример – аэропорт Гельмим в Марокко. Он находится на юге страны, в трех километрах от города Гельмим. Его окружают пустыня и живописные горы, и архитектурная группа Groupe3Architectes посчитала, что если маленькому зданию тяжело конкурировать с масштабами природы, то нужно сделать аэропорт органичным продолжением пространства, отнестись к нему не только как к функциональному сооружению, но и как к объекту лэнд-арта.

Проект: Groupe3 Architectes. Фото: Fernando Guerra / FG+SG

Здание состоит из стекла, от прямого яркого солнечного света его защищают внешние перфорированные панели разных цветов: они не допускают нагревания, фильтруют свет, а еще создают очень красивые ажурные тени на полу в зале ожидания. Цвета панелей повторяют цвета песка и земли, контрастируют с небом, а еще они очень похожи на лоскутные одеяла, которые шьют местные мастера. Сам терминал поделен на несколько зон. Один зал ожидания выходит окнами на взлетно-посадочную полосу, другой – на пейзаж. В центре аэропорта находится общественный сад, который защищают от палящего солнца специальные тенты.

Здесь можно потрогать ветки и услышать медведя: аэропорт Хельсинки-Вантаа, Финляндия

Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Источник фото: finavia.fi

Вот где можно находиться в гармонии в северной природой круглые сутки. Главный аэропорт Финляндии замечателен многими вещами: спа, галерей современного искусства, в которой регулярно выставляются работы финских художников, бесплатной питьевой водой, быстрым вай-фаем, публичной библиотекой, которая работает не только как читальный зал, но и площадка для буккроссинга. Достоинств масса – тут можно провести с комфортом и два часа до следующего рейса, и двенадцать. Но отдельная гордость – это лаунж-зона Каунуу, круглосуточно открытая для всех желающих. Пространство посвящено одноименному региону, который известен своими лесами и потрясающими пейзажами. Собственно, зал отдыха и представляет собой летний лес, в котором шелестит листва, поют птицы, а иногда и рычит медведь. Мебель здесь сделана из деревьев, которые были повалены ураганами в лесах, на полу – покрытие, очень похожее на мох, с потолка свисают ветки, которые можно потрогать.

Источник фото: finavia.fi

Но даже если посещение лаунж-зоны не входит в ваши планы, часть финской природы в Хельсинки-Вантаа вы все равно встретите. Первое, что видят прибывающие пассажиры после прохождения таможни – ландшафтную композицию Луото (или, что больше похоже на правду, природную диораму, которой может позавидовать любой краеведческий музей). В переводе с финского, «луото» – это каменный остров. Здесь среди камней растут живые деревья и кустарники. Выглядит здорово и напоминает не только о скандинавском ландшафте, но и о японской садовой архитектуре.

Почувствовать себя в Центральном парке: аэропорт Ла-Гуардия, Нью-Йорк, США

Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Проект: Supermass Studio. Фото: Jeff Goldberg/Esto

Если Финляндия ассоциируется со шхерами, морем, мхами и чащами, то что такого природного мы найдем в Нью-Йорке? Конечно же, общественные парки. Они и стали основой архитектурной и дизайнерской концепции нового терминала аэропорта Ла-Гуардия: аутентичные острова зелени и спокойствия расположены в двух вестибюлях среди сложной инфраструктурной среды. Вообще, Ла-Гуардия был настоящей головной болью ньй-йоркцев: он считался неудобным, грязным, устаревшим и занимал одно из лидирующих мест в списке самых нелюбимых и неэффективных аэропортов страны. Масштабная реконструкция и строительство новых терминалов должна исправить ситуацию. Многие перемены еще впереди, но уже сейчас здесь можно почувствовать себя посетителем не коробки, а настоящего парка. Это ощущение достигается за счет использования в оформлении совершенно разных приемов и материалов. Основные элементы — огромные клумбы органической формы, сделанные из железобетона и армированные стекловолокном. Их шероховатая и каменистая текстура похожа на обнаженные сланцевые скалы Центрального парка. Вазоны выполняют две функции. В них встроены сидения для посетителей аэропорта (многие отметили, что очень похоже на уличную мебель в городских парках). И в них же растут деревья, кустарники и травы. Сразу скажем о деревьях – они искусственные, но очень похожи на настоящие. Их сделала компания, которая занимается производством подобных ботанических объектов для музеев.

Проект: Supermass Studio. Фото: Jeff Goldberg/Esto

Противоречит ли использование искусственных растений принципам биофилии? Если коротко, то нет. Во-первых, уличные деревья – листопадные или хвойные – не могут использоваться в интерьерных условиях, поскольку невозможно создать нужный климат и обеспечить смену времен года. Во-вторых, деревья в аэропорту сделаны из нетоксичных материалов. Производители отмечали, что углеродный след, который оставляют ненастоящие дубы и березы – это только транспортировка. В третьих, и это очень хорошая идея, здесь в растительных композициях используются стволы тех деревьев, которые уже росли в парках, но были уничтожены ураганом. Зато подлесок здесь живой: он засажен папоротниками и почвопокровными деревьями, напоминающими лесную подстилку. Здорово, что парк залит естественным светом из панорамных окон, а напольное покрытие имитирует парковую дорожку. Такую, знаете, пятнистую от теней листвы.

Сад Кишинёва и улья Баку: два красивых и зеленых аэропорта постсоветского пространства

Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Баку. Проект: TACER

Отдельного внимания заслуживают аэропорты постсоветского пространства. Вот два совсем недавних проекта. Дизайном международного аэропорта имени Гейдара Алиева в Баку занималась архитектурная турецкая студия Autoban. Архитекторы Сейхан Оздемир и Сефер Каглар придумали и воплотили в жизнь интерьер, в котором футуристические мотивы перекликаются с природными. Один из главных элементов дизайна – необычные деревянные полусферы из дубового шпона, напоминающие коконы, расположены на всех этажах аэропорта. На нижних – они работают как зоны отдыха для пассажиров, на верхних этажах внутри коконов расположены кафе и магазины, детские игровые площадки и места для хранения багажа. Таким образом дизайнеры превратили общественные места в тихие и укромные уголки. Не обошлось и без живых деревьев – здесь они повсюду и создают у людей ощущение, что вы находитесь где-то на природе, а не в шумном терминале.

Концепция интерьера международного аэропорта Кишинева называется просто – «Природа». Задачей было передать атмосферу добрососедства и экологичности, целостности и самодостаточности через обращение к природным богатствам Молдовы. В оформлении использованы натуральные материалы: дерево и камень. Пространство максимально заполнено воздухом за счет панорамного остекления фасадов и использование отделочных материалов теплых, светлых тонов.

Проект: ARCHFORM. Фото: Oleg Bajura

Но самое важное, что здесь позаботились и о растениях. Виноградник мы не найдем, но отыщем отдельные зеленые острова и хорошие примеры вертикального озеленения. Растительные объекты здесь выполняют не только эстетическую роль: они очищают воздух от пыли и вредных веществ, насыщают его фитонцидами и регулируют влажность. Зеленую стену, которая находится в зале вылета, называют настоящим вертикальным садом: на площади 38 м2 живет более 25 видов растений. Система управления и ухода полностью автоматизирована: она отвечает за полив и контролирует химический состав воды, включает искусственное освещение, необходимое для нормального развития растений.

Самая большая зеленая стена в Европе: аэропорт в Симферополе

Не скроем, это отдельная гордость Фикуса и, возможно, поворотное решение для оформления других российских аэропортов и российского рынка озеленения в целом. Терминал изначально задумывался как комфортная среда, позволяющая превратить путешествие в приятный опыт. Нахождение в аэропорту становится частью отпуска, начиная от прохода к терминалу через ландшафтный парк на привокзальной площади и заканчивая специальной смотровой площадкой.Сам образ здания вдохновлен морской тематикой и южной природой Крыма: пластика фасадов обыгрывает форму волны, просторные интерьеры наполнены светом, который проходит волнами через пиксельные витражи.

Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Мы разработали проект комплексного озеленения, в котором задействовано более 30 000 растений. Самой сложной и необычной задачей было возведение «зеленой стены» в одном из залов терминала. На сегодня она по-прежнему считается самой масштабной в Европе: ее площадь более 1600 кв м, а высота – 15 метров. Первые пять метров сформированы из живых растений, остальные – из искусственных. Такое решение позволяет снизить расходы на обслуживание. Растения зеленой стены подобраны таким образом, что напоминают путешественникам о той климатической зоне, в которой они находятся. Важно, что для этого проекта мы разработали и запатентовали собственную модульную систему. Она разработана и производится в России, помогает ухаживать за растениями. Встроенные датчики контролируют увлажненность корневой системы и общее состояние растений без вмешательства специалистов, автоматическая система полива обеспечивает необходимый уровень влаги. Дополнительная подсветка поддерживает растения в тонусе в любое время года, а в случае выхода из строя каждый элемент может быть оперативно заменен. Надеемся, что эта разработка будет активно использоваться в озеленении разных общественных пространств.

Кроме стены в залах терминала расставлены стеклянные кубы с тропическими и субтропическими растениями: внутри кубов поддерживается специальный микроклимат, поэтому любоваться красотой вы можете целый год.

Бонус. Самый яркий: терминал Jewel в аэропорту Чанги, Сингапур

Похожи на чащи, райские сады и лоскутные одеяла: как выглядят лучшие современные аэропорты

Проект: Safdie Architects. Фото: Timothy Hursley

И напоследок, как и обещали, самый красивый, самый зеленый и самый знаменитый аэропорт, которым так легко восхищаться и вдохновляться: терминал Jewel в аэропорту Чанги. Здесь льется самый высокий в мире внутренний водопад, зеленеют более 100 000 растений, растут парки, шелестят джунгли и цветут висячие сады. Автор проекта – всемирно известный архитектор Моше Сафди, конечный результат словно демонстрирует: аэропорты могут быть не только транзитными узлами, а самостоятельными пунктами назначения. Площадь терминала составляет 135 700 кв.м, пространство накрыто стеклянным куполом, который пропускает естественный свет. В основе этого биофильного авиационного узла находится 40-метровый Дождевой Вихрь, самый высокий внутренний водопад в мире. Его видят все, кто прибывают в аэропорт. Впрочем, не только видят, но и слышат: поток настолько мощен, что шум воды доносится до тех, кто только покинул зону Duty Free.

Проект: Safdie Architects. Фото: Timothy Hursley

Внутри аэропорта есть тематические парки: кактусов в терминале 1, орхидей и подсолнухов в терминале 2, галерея бабочек в терминале 3 – в ней живут тысячи насекомых. Не менее впечатляет и многоярусный сад Jawel`s Shiseido Forest Valley, который состоит из четырех этажей, заполненных пешеходными тропами вокруг водопада. В этой огромной оранжерее растут более 900 деревьев и пальм, а идиллический пейзаж заливает естественный свет. Успокаивающий звук воды в сочетании с естественным освещением и растениями очищает воздух, повышает иммунитет и положительно влияет на эмоциональное состояние посетителей. Важно, что посетителями могут быть не только прилетающие и улетающие, но и обычные горожане: аэропорт находится в получасе езды от центрального района Сингапура, и все желающие могут приехать сюда, чтобы погулять или сходить в кинотеатр.

Ради справедливости отметим, что биофильный дизайн в Сингапуре активно развивается с 1967 года: именно тогда премьер-министр страны озвучил концепцию города-сада как одну из приоритетных, а само «зеленое строительство» здесь обязательно с 2008 года. Вот здесь – один из прекрасных примеров применения биофилии в городской среде: посмотрите на Сады у залива.

А что думаем мы?

– Нам кажется, что время, когда зелень в терминалах удивляла и была чуть ли не целью визита, как в случае с Чанги – проходит. Озеленение как такой мощный (и очень дорогой), качественный и дорогой аттракцион работало тогда, когда таких объектов было буквально несколько на всех континентах. Сейчас мы наблюдаем, как единичные объекты сменяет устойчивый тренд в реконцепции терминалов. При их обновлении или при строительстве новых важно не только использование зелени, как неотъемлемой функциональной части интерьера, но и учитывать различные экологические аспекты. Терминалы, где зелени нет или она несет только декоративную функцию, где нет компонента, который отвечает за устойчивое развитие среды – выглядят настоящими динозаврами. Сейчас мы завершаем работу над одним интересным проектом в этой области – скоро поделимся результатами.

Сергей Осотин, директор по развитию компании Фикус

Кстати, а на что вы обращаете внимание в аэропортах? Важна ли вам его экологичность? Расскажите, нам интересно.

99
Начать дискуссию