Случайное везение в науке и бизнесе, или как приручить серендипность
По подсчетам некоторых экспертов, порядка 40-50% всех мировых открытий совершены случайным образом. Решая проблему A, человечество обнаруживало ответ на запрос B.
Такому “везению” дали название серендипность. Придумал его английский писатель Хорас Уолпол Хорасу (Горацию) еще в далеком 1754 году. Так он определил открытие, совершенное без преднамеренных действий.
Если говорить о науке, то случайно изобрести элексир вечной молодости не получится.
Во-первых, ученые особенно усердно исследуют любые отклонения от ожидаемых значений. Иногда такие “аномалии” помогают сформулировать новые теории и подобраться к более крупным научным открытиям.
Во-вторых, совершить “случайное” открытие довольно сложно. Это как искать ключи под фонарем, хотя потерял в другом месте. Для неожиданных открытий должны совпасть 3 фактора: знание о проблеме, поиск решения и элемент везения. В некоторых отраслях науки (например, в химической) такие “слепые поиски” является нормой.
Если говорить о бизнесе, то и тут есть место серендипности.
В мире сотни чудных открытий и новых продуктов были изобретены случайным образом. Даже та же самая картошка фри. Это был своего рода эксперимент, когда шеф-повар ресторана пошел на риск и приготовил такое блюдо. Но, как говорится, кто не рискует - тот не пьет шампанского. Эффект был ошеломляющий, и теперь это блюдо прочно занимает свои позиции в меню ресторанов быстрого питания.
Эффект серендипности может наступить не только, когда мы делаем что-то новое, но и пытаемся улучшить текущие процессы предприятия. Кто, как не сотрудники, видят изнанку процесса, потенциальные точки роста и могут попробовать делать что-то по-другому.
Однако, чтобы сотрудники были более креативными и предлагали нестандартные решения, нужно создать определенные условия: внедрить культуру серендипности в компании.
Ключевые направления такого подхода:
- помогать сотрудникам развивать образное мышление, логику, системность (в помощь курсы)
- создавать площадку для кросс-функционального взаимодействия отделов
- растить уровень доверия и готовность делиться знаниями с коллегами
- допускать определенную “степень свободы” для экспериментов
- принимать найденные “случайности”, изучать их более пристально, а не отмахиваться от них.
Организации с внедренной серендипностью могут позволить себе смотреть на проблемы с разных углов, предлагать креативные решения для стандартных задач, и, как следствие, создавать новые классные продукты и сервисы. Умение замечать незначительные детали открывает бизнесу новые горизонты и возможности там, где их никто не видит.
История насчитывает сотни успешных кейсов, когда сотрудники проявляли инициативу, и это кардинально меняло бизнес, давая ему новый толчок и преимущества. В том же Starbucks именно благодаря активности сотрудника Говарда Байера появилось обезжиренное молоко. Он просто обратил внимание на интерес клиентов, провел свое исследование и вышел с предложением к руководству. И теперь половина продаж латте в США - это исключительно с обезжиренным молоком. Вот такой успех!
Подробнее познакомиться с этим явлением можно в книге “Неслучайная случайность: Как управлять удачей и что такое серендипность” Кристиана Буша.
Я - Гульназ Рахимова, Product Lead в B2B, делюсь кейсами и продуктовыми заметками в своем Telegram-канале. Заглядывайте!