Рекрутмент vs аутстаф в IT: что выбрать бизнесу

Привет! Меня зовут Азамат, я CEO аутстаффинговой IT-компании GO Digital. Аутстаф часто сравнивают с рекрутментом, поэтому решил поделиться своими мыслями на этот счет.

Сильная IT-команда — важный компонент для становления компании на рынке и роста прибыли. Любому бизнесу могут внезапно понадобиться IT-специалисты: если прямо перед дедлайном заболел штатный сотрудник, при неожиданном увольнении или расширении штата под конкретную задачу.

В некоторых организациях подбором персонала занимается штатный HR-менеджер, не погруженный в специфику разработки. Тогда в проект приходят не те кандидаты, а время и бюджет утекают. Чтобы конечный цифровой продукт получился удобным, понятным, модным и без багов, нужен грамотный подбор кадров. В такой ситуации стоит выбирать между аутстафом и рекрутментом.

Важный дисклеймер: рекрутинговые компании не ругаю, они молодцы!

Рекрутмент vs аутстаф в IT: что выбрать бизнесу

Аутстаф и рекрутмент: сравнение подходов

Заметный недостаток рекрутмента через агентство — массовый подход к подбору.

Рекрутмент — это старейший метод подбора персонала, пришедший в Россию в начале девяностых. Агентства по рекрутингу ищут разработчиков и других digital-специалистов для бизнеса заказчика: размещают вакансии на популярных job-агрегаторах, проводят собеседования и другие проверки кандидатов.

Рекрутинговое агентство получает оплату, когда организация заказчика оформляет подобранного специалиста к себе в штат. Кадровая компания — это связующее звено, которое, с одной стороны, продает вакансию соискателям, с другой — продает самого соискателя заказчику.

IT-рекрутмент полезен, когда:

  • нужно нанять в штат сразу большое количество специалистов;
  • внутреннему HR-отделу не хватает компетенций или нужно усиление;
  • компания хочет растить внутреннюю экспертизу;
  • проект долговременный и требует постоянной работы над ним.

Заметная проблема рекрутмента через агентство — массовый подход к подбору. Рекрутеры двигаются по огромной воронке первичных контактов и стараются заинтересовать подходящих кандидатов. На этом пути соискатели избегают звонков, не дают однозначного ответа, занимаются самокопанием, боятся перемен. В это время агентства настойчиво звонят и пишут подобным кандидатам, потому что это их работа.

Основная проблема аутстаффинга — психологический комфорт разработчиков.

Аутстаффинг — молодое b2b-направление на рынке труда, позволяющее бизнесу получать сильных специалистов на время: под конкретную задачу или проект. Обычно заказчик платит аутстаф-партнеру за человеко-часы. По документам специалист оформлен в штате аутстаффинговой компании, там же он получает зарплату и решает любые вопросы трудового характера.

Бизнесу подойдет IТ-аутстаффинг, когда:

  • нужно ускорить сроки разработки;
  • заболел или уволился штатник;
  • нужен специалист с редким опытом и экспертизой;
  • нужен сотрудник, которого сложно оформить, например, из-за рубежа;
  • нужно сократить издержки на собственный персонал;
  • компания долго не может найти специалиста.

Основная проблема аутстаффинга — психологический комфорт разработчиков. Среди технических специалистов много интровертов, и многие из этих людей — не фанаты новых знакомств и активного общения. Когда они работают по аутстаф-модели, то должны в среднем каждые 2-6 месяцев переключаться с одного проекта на другой.

Поэтому серьезные аутстаффинговые компании как никто другой заинтересованы в качественном долгосрочном партнерстве с клиентами. Для этого мы в GO Digital следим за «здоровьем» каждого клиентского проекта через экологичную коммуникацию со своими разработчиками и командой заказчика. Мы не упускаем момент выгорания сотрудника, потому что всегда держим руку на пульсе.

Кого можно нанять и как быстро

Директор крупного маркетплейса hired. com Джош Бреннер ожидает, что в 2024 произойдет «оживление найма, и компании, которые вложили значительные средства в свои технологические стеки, будут иметь больше шансов заполучить ключевых специалистов». Такие компании есть и среди российских корпораций, например, «Альфа-Банк», «Тензор» («СБИС»), Skyeng. Все они привлекают подрядчиков на аутсорсе, чтобы заполучить нужных технических кадров.

Согласно исследованию Robert Half Technology, бизнесу особенно нужны специалисты в следующих областях:

  • DevOps,
  • облачные технологии,
  • автоматизация
  • цифровая трансформация,
  • безопасность и конфиденциальность,
  • искусственный интеллект.

Метод найма этих и других специалистов бизнес выбирает самостоятельно. А мы лишь хотим сказать, что GO Digital имеет на бенче всех ключевых специалистов и умеет быстро вводить их в клиентские проекты по аутстаф-модели. Мы рассматриваем аутстаффинг как молодое и перспективное ответвление аутсорсинга, поэтому обращаем внимание, что 92% компаний G2000 используют IT-аутсорсинг.

Чтобы наши клиенты были довольны сотрудничеством и возвращались, мы предоставляем специалистов по индивидуальным сочетаниям твердых и мягких навыков. Каждого сотрудника растим по грейду и обеспечиваем оптимальными условиями трудоустройства.

В рекрутинговые агентства бизнес тоже обращается за IT-кадрами. И многие кадровые компании хорошо справляются с подбором. Хорошо, но не так быстро, как аутстаф-партнеры. Дело в том, что разработчики часто нужны срочно, и в аутстаффинговой компании они уже есть. Рекрутинговое агентство сначала будет искать их, и чем выше грейд и более редкий стек технологий, тем сложнее найти специалиста. Поиск может занимать до 3 месяцев.

Реальные затраты

Мы ознакомились с предложениями по подбору разработчиков от кадровых агентств. Стоимость одного сотрудника находится в диапазоне 50 000-150 000 рублей, сроки зависят от сложности — в среднем 12-30 дней. В эту стоимость входит время рекрутера за полный цикл подбора и оплата job-порталов. При успешной сделке компания-клиент будет трудоустраивать полученного сотрудника самостоятельно.

Иногда бизнес отдает предпочтение рекрутинговому агентству, думая, что оформить сотрудников в свой штат проще. На первый взгляд, нетрудно посчитать ФОТ, соцпакет, больничные, праздничные и отпускные. А на практике даже расчет НДФЛ требует отдельного калькулятора.

Кроме того, есть затраты, которые «всплывают» позже, делают реальную стоимость рекрутмента размытой и по итогу не позволяют сэкономить:

  • время на обучение и развитие специалистов;
  • время на менеджмент, то есть обсуждение вопросов разработчиков, решение их проблем, выстраивание эффективной коммуникации;
  • время «простаивания» проекта при внезапном увольнении штатного сотрудника.

Эти задачи бизнесу предстоит решать своими силами, не говоря уже об упущенной выгоде. Конкуренты не дремлют, и в условиях динамичного рынка важно быть первым или хотя бы в их числе.

Когда компания-клиент выбирает аутстаф-разработчиков на проект, то подрядчик берет на себя оформление, обучение, развитие и поддержку, а также риски при внезапном уходе специалиста.

Кейс GO Digital или «Как быстро ввести сотрудника»

«Вы экономите деньги на HR и рекрутменте»

С 2023 года сотрудничаем с заказчиком Х из сферы морских и речных грузоперевозок. Проект клиента был в разгаре, когда его штатник Angular-разработчик внезапно уволился. Дедлайны приближались, и ослабление команды могло замедлить разработку на 25%. Мы быстро среагировали на форс-мажор и за 3 дня вывели нашего сотрудника, который идеально подошел и быстро подхватил проект по части разработки на фреймворке Angular. Порадовала и обратная связь от заказчика: «Вы экономите деньги на HR и рекрутменте».

Такая скорость достигается не в последнюю очередь с помощью регулярного контроля здоровья проекта (писали об этом тут). Общаясь со своими сотрудниками, которые уже работали у клиента и рассказывали про обстановку в команде, мы заметили назревающую ситуацию и правильно ее интерпретировали. А именно:

  • заблаговременно посмотрели в штате свободных специалистов на бенче;
  • провели внутренние собеседования и отобрали релевантные резюме;
  • оперативно предоставили их клиенту, когда новость появилась уже «официально».

Выводы

Оба подхода хороши в зависимости от запроса бизнеса и позволяют передать подбор IT-специалистов в руки профессионалов. Рекрутинговые агентства приходят на подмогу штатным HR-отделам или хорошо подбирают сотрудников в массовом формате.

Аутстаф-партнеры чаще вводят в проекты редких разработчиков, снимают с заказчика заботы об их трудоустройстве, быстро реагируют на непредвиденные ситуации. Если при выборе подрядчика бизнес соотнесет цели компании с преимуществами каждого из подходов, то сэкономит деньги компании. А мы как аутстаффинговая компания делаем затраты прозрачными и позволяем клиентам увидеть неразмытую стоимость отдельного IT-специалиста.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Пишем про свой опыт, новости из IT и делимся экспертизой:

77
Начать дискуссию