Художница из Казахстана использует ковры вместо холстов: маркетинг или искусство?

Асель Сабыржанкызы, молодая художница из Алматы, создает уникальные картины на ковре, привлекая внимание своим нестандартным подходом к традиционному искусству.

Художница из Казахстана использует ковры вместо холстов: маркетинг или искусство?

Используя ковры вместо холстов, она переосмысляет и воссоздает образы женщин тюркских народов, вдохновляясь мифологией, историей и народными сказаниями.

Асель начала свой путь в искусстве с обучения в художественной школе в Астане, затем продолжила образование в колледже по специальности «станковая живопись» и завершила магистратуру, защитив диссертацию по теме «образ исторической личности в современной портретной живописи Казахстана». Её работы на ковре можно рассматривать как продолжение и углубление академических знаний, переплетение теории и практики.

Прежде чем найти свою нишу, Асель экспериментировала с различными форматами и стилями, рисовала на машинах и футболках, стремясь популяризировать искусство среди молодежи. Однако именно ковры стали её идеальным полотном. Важно отметить, что использование ковра имеет сакральное значение для тюркского народа, являясь частью национальной идентичности и культурного кода. Это не просто декоративный элемент, но и символ традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Создание картины на ковре — это длительный и сложный процесс, включающий поиск подходящего ковра, создание эскиза, изучение исторических материалов и детальная проработка концепции. Каждый портрет не просто изображение исторической личности, но и воссоздание эпохи через атрибутику, детали и национальные украшения. Асель тщательно изучает литературу и смотрит фильмы, чтобы точно передать образы девушек тюркских народов.

Художница из Казахстана использует ковры вместо холстов: маркетинг или искусство?

Выбор ковра — ещё один важный этап. Ковер должен обладать определенными свойствами: долговечность, стойкость к краскам, натуральный состав. Стоимость одного ковра может достигать 200 000 тенге (прим. 37 000 руб.), что делает процесс создания картины не только трудоемким, но и затратным.

В своих работах художница обращается к образам женщин тюркских народов, таких как Айбике батыр и Гаухар батыр, безусловно, заслуживает внимания. Художница утверждает, что проводит глубокие исследования перед созданием своих картин.

Работа над каждой картиной занимает много времени из-за сложного поиска ковра и подготовки эскиза. Однако возникает вопрос, действительно ли такой процесс оправдывает конечный результат. Затраты на материалы и время, потраченное на создание одного произведения, кажутся неоправданно высокими, особенно если учесть, что многие картины попадают в частные коллекции и не всегда доступны для широкой аудитории.

Наконец, использование ковров с их узорами и текстурами требует особого мастерства и внимательности. Асель Сабыржанкызы говорит, что работа на ковре не терпит ошибок, но при этом признает, что иногда приходится «переигрывать» ошибки в декоративные элементы.

Работы Асель Сабыржанкызы вызывают множество вопросов: Будет ли её стиль признан в долгосрочной перспективе или останется всего лишь временной модой?

Автор: искусствовед и арт-критик Мадина Ибрагимова (Madina Ibragimova).

33
Начать дискуссию