Уберизация бьюти: 3 тренда, которые уже меняют индустрию красоты

Согласно Глобальному индексу принятия финтеха (Global FinTech Adoption Index) от Ernst & Young, Россия заняла третье место в мире по уровню использования цифровых решений. Отрасль финансовых технологий — одна из самых быстрорастущих в мире. По прогнозам на 2024 год, она будет развиваться еще стремительнее, в том числе и в бьюти-индустрии. Мы поговорили с Михаилом Орловым, директором по развитию YCLIENTS, и собрали три финтех-тренда, которые сейчас формируют будущее бьюти-индустрии.

Тренд 1. Гиг-экономика внутри бьюти

В традиционной бизнес-модели услуги оказывает салон: нанимает мастеров в штат, ведет диалог с клиентом, получает отзывы. Но большинство клиентов идут к конкретному мастеру — им важно не место, а специалист. Тренд уберизации отвечает этой скрытой потребности клиентов минимизировать посредников в лице салона и вести диалог напрямую с мастером.

Появляется новая модель бизнеса, где салон — не работодатель, а просто коворкинг. То есть пространство, в котором мастер может арендовать оборудованное и рабочее место на любой срок.

Только в Москве по запросу «бьюти-коворкинг» можно отыскать более 150 организаций, в Санкт-Петербурге — около 100. Работают они и в других крупных и не очень городах — в Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Улан-Удэ и Махачкале.

При этом многие коворкинги предоставляют только помещение, условное «кресло». Оборудование, материалы, средства по уходу — все это мастера покупают сами. Очень вероятно, что эта схема взаимодействия между специалистом и коворкингом уйдет в прошлое. Мастера будут оказывать лишь услуги в качестве самозанятых, а коворкинг предоставит им рабочее место и все необходимое для работы.

Преимущества для всех участников очевидны:

  • Мастер получит все необходимое для работы и при этом не будет зависеть от салона. Он легко может сменить место работы; ему не важны расписание, ценообразование, культура салона. При этом он платит коворкингу только за те часы, когда работает, и не тратит время на ожидание клиента. Кроме этого, меньше налогообложение: специалист платит не 13% с заработка, а только 6% как самозанятый.
  • Салон сократит расходы. Коворкинг не нанимает мастеров в штат, а работает с ними по гражданско-правовому договору, экономя на налоговых и страховых отчислениях. Предоставляя качественное рабочее место и материалы, салон решает и проблему текучки кадров: чем лучше условия для специалистов, тем больше шансов, что и мастер, и клиент останутся именно в этом коворкинге.
  • Клиент получит качественную услугу. Он приходит к своему любимому мастеру напрямую, без посредника. Самозанятый мастер, в отличие от наемного, максимально заинтересован в лояльности клиента, так как люди все еще приходят по сарафанному радио.

Конечно, привычные салоны красоты останутся — мы не ожидаем, что модель коворкинга изменит всю отрасль красоты. У классического формата есть свои преимущества:

  • Контроль качества. В классической модели мастера подчиняются владельцу или управляющему. Благодаря этому проще держать уровень качества. Например, если парикмахер не соответствует уровню салона, его можно отправить на обучение или уволить. Модель коворкинга не предполагает, что салон может как-то повлиять на мастера.
  • Сила бренда. Владелец привычного нам салона красоты может влиять на восприятие своей студии в глазах клиентов с помощью продуманной маркетинговой стратегии. С коворкингом это будет сложнее.
  • Прозрачная юридическая и финансовая модель. К ней все привыкли. Владелец нанимает сотрудников, выплачивает им зарплату, платит за них налоги. Формат коворкинга первое время будет казаться непривычным.

Чтобы модель коворкинга работала, она должна быть удобной с технологический точки зрения. Так, бизнесу понадобятся финтех-инструменты, которые смогут непосредственно в момент оплаты определять, какую часть должна получить компания, а какую — специалист, оказавший услугу. Этот сценарий гарантирует, что мастер получает доход от клиентов, и по налоговому законодательству трудовых отношений с бизнесом у него не возникает.

Удобнее всего внедрить такую схему через облачные платформы автоматизации бизнеса. Они автоматизируют финансовый учет, легко интегрируясь с кассовым оборудованием. В итоге бизнес получает полное соблюдение законодательных требований по ведению кассы.

Тренд 2. Агрегаторы

Скорее всего, коворкинги будут существовать параллельно с салонами: многие клиенты не готовы отказаться от преимуществ традиционных студий красоты. При выборе салона таким клиентам удобно использовать агрегатор услуг. Это приложение, которое помогает выбрать один салон из многих с помощью фильтров.

Агрегаторы давно пользуются популярностью: они собирают в одном месте предложения определенной ниши из разных источников. Сайты с афишей кинотеатров, каталогами организаций, объявлениями, сервисами погоды, онлайн-карты — это все агрегаторы.

Вот так может выглядеть ваш салон на онлайн-картах
Вот так может выглядеть ваш салон на онлайн-картах

В таком же агрегаторе, по аналогии с онлайн-картами, можно собрать и информацию о салонах красоты. Сейчас уже можно выбирать салон по расположению (на онлайн-картах) и отзывам (на сайтах-отзовиках). При этом клиентам важны и другие параметры:

  • количество сертифицированных мастеров;
  • возможность выбрать удобное время для визита;
  • акции и скидки;
  • бренды и материалы, используемые в салоне;
  • дизайн, концепция салона и другие.

Несмотря на распространенность агрегаторов в других сферах, в бьюти они только набирают популярность. Например, агрегатор GlowUp из Индии, занимающей 2-е место в топе по финтеху, позволяет пользователям сравнивать цены, читать отзывы и записываться в выбранный салон. GlowUp сотрудничает более чем со 100 студиями. Разработчики прямо заявляют, что задача их приложения — «устранить разрыв» между салонами и клиентами.

Развиваются такие сервисы и в России — с упором на персонализацию. Пользователю удобно собрать в одном инструменте свои любимые и нужные места: от бьюти-студии, которую он регулярно посещает, до фитнес-клуба и автомастерской.

Преимущества агрегаторов:

Все интересные предложения в одном месте. Можно сравнить несколько вариантов, сохранить их на будущее.

Навигация на основе отзывов, рейтингов, описаний. Благодаря им удобно выбирать подходящий салон.

Единая программа лояльности. Часто агрегаторы предлагают ее, чтобы клиенты не уходили к конкурентам. Но и салонам это выгодно: так они могут привлечь новую аудиторию.

Недостатки агрегаторов:

Непрозрачный алгоритм. Салоны не смогут повлиять на то, в какой подборке оказались и на каком они месте в поисковой выдаче.

Близость к конкурентам. Порой владельцы бизнеса не хотят, чтобы пользователям было удобно сравнить цены или отзывы.

Цели агрегатора не всегда совпадают с целями конкретного бизнеса. Например, конкретный салон может не хотеть участвовать в программе лояльности агрегатора, но будет вынужден это сделать.

Быстрого перехода на схему агрегации мы не ожидаем, потому что есть ряд сложностей с точки зрения юридического оформления. Они касаются согласия салонов на передачу, хранение и размещение в сервисе персональных данных. Кроме того, чтобы агрегатор стал востребованным у пользователей, он должен обеспечить себе партнерство с достаточно большим количеством салонов и набрать пользовательскую базу.

В перспективе такие онлайн-платформы помогут вести отчетность, регулировать финансово-юридические отношения между мастером и салоном нового типа.

Тренд 3. Безакцептное списание

Еще один тренд — безакцептное списание. Это оплата услуги с согласием на автоматический перевод средств. Клиент привязывает карту в интернет-сервисе и, когда услуга оказана, плата списывается без дополнительного подтверждения.

Такой платежный опыт не является чем-то необычным. Помимо такси, безакцептная оплата распространена в образовании, гостиничном бизнесе, в сфере цифровых подписок (Яндекс Плюс, СберПрайм и другие).

По моему мнению, индустрия красоты готова перенять этот опыт. Поэтому мы в YCLIENTS тестируем эту функцию. На зарубежном рынке, насколько я знаю, аналогов нет. Есть сервисы, которые позволяют настроить повторяющуюся оплату — например, ежемесячно списывать определенную сумму. Но здесь речь идет о другом — об автоматическом списании после конкретной услуги.

Я предполагаю, что в бьюти-бизнесе у безакцептного списания большое будущее. Это решение хорошо подойдет постоянным клиентам. Так, если девушка регулярно делает маникюр в одном и том же салоне, она может привязать карту и не тратить время на оплату. Это удобно и родителям ребенка, который идет, например, на стрижку. Ему не нужно ничего оплачивать самому — деньги спишутся с родительской карты.

Для салонов согласие на безакцептное списание — знак доверия со стороны клиента.

Салон может «отблагодарить» покупателя за это доверие. Проще всего это сделать с помощью программы лояльности или бонусов. Например, их можно предоставлять при повторном безакцептном списании: «Привяжите карту и при следующем визите получите скидку в 20%!». Это укрепит отношения между салоном и посетителями.

Безакцептные платежи — удобно и для клиентов, и для владельцев
Безакцептные платежи — удобно и для клиентов, и для владельцев

Главным преимуществом привязки карты становится внедрение успешного и ставшего привычным клиентского опыта. Да, не каждый будет готов привязать карту в приложении по соображениям безопасности, но количество «доверяющих сервису» благодаря развитию технологий и UX будет расти.

Преимущества безакцептных платежей:

Экономия времени. Не нужно вводить данные карты или ждать, когда освободится администратор.

Быстро и без лишних разговоров. Не нужно общаться с администратором или ждать в очереди. Получил услугу и ушел.

Меньше платежных действий на POS. Обслуживание клиентов происходит быстрее, а у персонала нет возможности мошенничать.

Недостатки безакцептных платежей:

Непривычная для бьюти-сферы модель оплаты. Клиентам комфортны автоплатежи в такси, но им потребуется время, чтобы доверить этой модели оплату в салонах красоты.

Сложнее «докупить» услугу. Например, если клиентка записалась в салон «подровнять кончики», а, сев в парикмахерское кресло, решилась на короткую стрижку, важно будет вовремя отменить автоплатеж.

Уберизация стремительно распространяется в сфере услуг, и индустрия красоты — не исключение. Этот тренд формирует более полный и «бесшовный» клиентский опыт, делает прозрачной систему оказания услуг мастерами и их взаимодействие с салонами. Можно ожидать, что ведущие российские онлайн-платформы: VK, Яндекс и другие, будут активно развивать этот сегмент. С их обширной базой потенциальных клиентов, уже отлаженными механизмами оплаты и системой рекомендаций они в ближайшие годы могут стать ключевыми игроками на рынке бьюти-услуг.

Начать дискуссию