С-Р-Т-Модель. Новый экспериментальный путеводитель по миру бизнес-стратегий

Стратегия – тонкая вещь. Иногда это просто безжизненный и бесполезный документ. Иногда план, ведущий к провалу. Иногда замысел, создающий процветание на десятилетия. Написаны сотни толстых книг, а простому новому предпринимателю до сих пор не вполне понятно, чем руководствоваться, когда речь заходит про стратегию.

Как построить мощную бизнес-стратегию?

У древних не было интернета и потому было время для спокойного и внимательного наблюдения за жизнью людей. Жизнь человека анализировалась через цепочки причинности – пресловутую карму. Поступок за поступком, последствие за последствием, человек ткал свою судьбу. То же самое происходит с организациями и предприятиями.

Попробуем приземлить мудрость древних на вопрос стратегий в бизнесе. Введём столь много объясняющее понятие гун. Гуны – это состояния человеческой души, их три, одна из них называется саттва, и это осознанность, другая называется раджас, и это страсть, третья зовётся тамас, и это невежество. Мы пребываем в одном или другом или третьем состоянии в каждый момент времени. Чем больше мы живём и действуем в невежестве, тем более мы тамасичны, чем больше живём в страсти, тем более раджасичны, чем больше проявляем осознанности, тем более саттвичны.

Примем, что те же существительные и прилагательные можно перенести на наш субъект рассмотрения – на бизнес как целое, бизнес как действующий субъект, находящийся в переплетении цепочек причин и последствий, чья стратегия определяется и оценивается по делам.

В описании стратегий я буду опираться на конкретные примеры из жизни, обезличивая их, чтобы никого не обижать. Возможно, иному читателю будет удивительно, насколько отличаться могут компании из тех или иных сфер в зависимости от выбранной стратегии. Чтобы легче интегрировать концепцию гун в вопросы формирования стратегий, применим где уместно известные концепции оценки стратегии – модель Майкла Портера (издержки-фокус-дифференциацию), квадрат БКГ (звёзды, коровы, собаки, вопросы) и модель жизненного цикла Адизеса.

Это не морализаторский материал. Это всего лишь диагностический инструмент, который поможет умному предпринимателю применить выделенные признаки на свой бизнес и спрогнозировать срок жизни и возможно траекторию развития своего дела.

Саттва и С-Стратегии

Денежная категория: old money

Признаки:

  • Искреннее желание изменить мир к лучшему (бизнес стремится решить какую-то объективную проблему рынка и своего потребителя)
  • Наличие трудноповторимого преимущества (бизнес умеет что-то лучше других)
  • Ориентация на долгосрочные цели (бизнес хочет жить и работать долго)

Примеры:

  • Компания по производству медицинских приборов
  • Крупный производитель качественного и недорогого продовольствия
  • Системный интегратор по внедрению прорывных технологий
  • Сервисный холдинг по производству качественных и доступных косметических продуктов и оказанию услуг гражданам
  • Компания по производству и продаже изделий из вторсырья с целью очищения города от мусора
Модель простройки бизнеса С-стратегии
Модель простройки бизнеса С-стратегии

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Острота проблемы потребителя
  • Цельность и благополучие команды

Принципы рыночных действий компании с С-Стратегией

  • Распространяй знания максимуму людей
  • Делай из конкурентов кооператоров
  • Пробуждай желание нести твое знание бесплатно
  • Стремись к всеобщему процветанию
  • Вовлекай через пользу

Операционная реализация стратегии:

  • Лидерство по издержкам на широкой линейке
  • Лидерство по издержкам на фокусе
  • Дифференциация на фокусе

Основные риски смерти:

  • Агрессивные демпингующие более быстрые компании с Р-Стратегией
  • Более умная компания с С-Стратегией
  • Технологическая революция в отрасли
  • Экономические (и другие) войны
  • Преждевременное старение по Адизесу
  • Аристократизм по Адизесу

Раджас и Р-Стратегии

Денежная категория: fast money

Признаки:

  • Искреннее желание стать лучшим в своей нише и заработать большие деньги (бизнес стремится стать самой известной и богатой компании среди себе подобных)
  • Наличие преимущества (бизнес что-то хорошо умеет)
  • Ориентация на среднесрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не станет лучшим и очень крупным)

Примеры:

  • Компания по копированию медицинских приборов несколько дешевле конкурентов
  • Мелкий, средний или крупный производитель качественного и дорогого продовольствия
  • Системный интегратор по внедрению технологий с самой высокой маржинальностью и широким рынком
  • Сеть салонов красоты или торговли продуктами питания
  • Компания по производству популярных игрушек из пластика
Модель простройки бизнеса Р-стратегии
Модель простройки бизнеса Р-стратегии

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Маржинальность продукта
  • Размер рынка
  • Лояльность ключевой части команды

Принципы рыночных действий компании с Р-Стратегией

  • Добивайся преимущества перед конкурентами
  • Обеспечивай максимально быстрый рост продаж
  • Стремись к масштабированию
  • Сохраняй ноу-хау
  • Вовлекай через выгоду

Операционная реализация стратегии:

  • Лидерство по издержкам на широкой линейке (оптовая дистрибуция)
  • Дифференциация на фокусе (дорогие гаджеты)
  • Лидерство по издержкам на фокусе (лучший в классе)

Основные риски смерти:

  • Более эффективный конкурент с долгосрочным планированием
  • Конкурент с господдержкой
  • Конфликты в команде
  • «Развод» совладельцев по Адизесу
  • Преждевременная смерть по Адизесу
  • Аристократизм по Адизесу
  • Поглощение или рыночное поражение от компании с С-Стратегией

Тамас и Т-Стратегии

Денежная категория: feed money

Признаки:

  • Искреннее желание конкретных материальных благ (бизнес в лице своего основателя стремится заработать определённую сумму денег или решить какой-то материальный вопрос)
  • Наличие компетенции (бизнес что-то умеет)
  • Ориентация на краткосрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не достигнет цели собственника, а «дальше как пойдёт»)

Примеры:

  • Небольшой офлайн- или интернет-магазин
  • Ремонтная мастерская
  • Салон красоты
  • Компания по перепродаже сырья
Модель простройки бизнеса Т-стратегии
Модель простройки бизнеса Т-стратегии

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Наличие маржи продукта
  • Наличие спроса
  • Возможность делегировать задачи на команду

Принципы рыночных действий компании с Т-Стратегией

  • Добивайся приемлемой выручки
  • Обеспечивай рост при минимуме усилий
  • Стремись к стабильности
  • Экономь
  • Вовлекай через удобство

Операционная реализация стратегии:

  • Фокус
  • Лидерство по издержкам на фокусе

Основные риски смерти:

  • Более эффективный конкурент
  • Новый продукт в категории
  • Слабая и демотивированная команда
  • Детская смерть по Адизесу
  • Ловушка основателя по Адизесу

С чего начать самодиагностику своего бизнеса

Для этого можно применить нашу модель колеса зрелости бизнеса и залить цветом или поставить галочки на соответствующих ячейках. Сделав это, вы увидите, на какой бизнес – С, Р или Т – больше всего похожа ваша компания. И главное – вы увидите самые частые риски деградации бизнеса и ближайшие задачи вашего бизнес-строительства в виде пустующих ячеек.

Благо, информации для самостоятельного развития более чем достаточно.

Колесо зрелости бизнеса
Колесо зрелости бизнеса

Вместо заключения

В нашем деловом мире, как бы это странно ни звучало, побеждает самый осознанный. Потому что осознанность есть не просто ум. Это умение правильно встроиться в мир и балансировать в искреннем желании сделать мир лучше.

Чего вам искренне желаю.

Начать дискуссию