С-Р-Т-Модель. Новый экспериментальный путеводитель по миру бизнес-стратегий
Стратегия – тонкая вещь. Иногда это просто безжизненный и бесполезный документ. Иногда план, ведущий к провалу. Иногда замысел, создающий процветание на десятилетия. Написаны сотни толстых книг, а простому новому предпринимателю до сих пор не вполне понятно, чем руководствоваться, когда речь заходит про стратегию.
Как построить мощную бизнес-стратегию?
У древних не было интернета и потому было время для спокойного и внимательного наблюдения за жизнью людей. Жизнь человека анализировалась через цепочки причинности – пресловутую карму. Поступок за поступком, последствие за последствием, человек ткал свою судьбу. То же самое происходит с организациями и предприятиями.
Попробуем приземлить мудрость древних на вопрос стратегий в бизнесе. Введём столь много объясняющее понятие гун. Гуны – это состояния человеческой души, их три, одна из них называется саттва, и это осознанность, другая называется раджас, и это страсть, третья зовётся тамас, и это невежество. Мы пребываем в одном или другом или третьем состоянии в каждый момент времени. Чем больше мы живём и действуем в невежестве, тем более мы тамасичны, чем больше живём в страсти, тем более раджасичны, чем больше проявляем осознанности, тем более саттвичны.
Примем, что те же существительные и прилагательные можно перенести на наш субъект рассмотрения – на бизнес как целое, бизнес как действующий субъект, находящийся в переплетении цепочек причин и последствий, чья стратегия определяется и оценивается по делам.
В описании стратегий я буду опираться на конкретные примеры из жизни, обезличивая их, чтобы никого не обижать. Возможно, иному читателю будет удивительно, насколько отличаться могут компании из тех или иных сфер в зависимости от выбранной стратегии. Чтобы легче интегрировать концепцию гун в вопросы формирования стратегий, применим где уместно известные концепции оценки стратегии – модель Майкла Портера (издержки-фокус-дифференциацию), квадрат БКГ (звёзды, коровы, собаки, вопросы) и модель жизненного цикла Адизеса.
Это не морализаторский материал. Это всего лишь диагностический инструмент, который поможет умному предпринимателю применить выделенные признаки на свой бизнес и спрогнозировать срок жизни и возможно траекторию развития своего дела.
Саттва и С-Стратегии
Денежная категория: old money
Признаки:
- Искреннее желание изменить мир к лучшему (бизнес стремится решить какую-то объективную проблему рынка и своего потребителя)
- Наличие трудноповторимого преимущества (бизнес умеет что-то лучше других)
- Ориентация на долгосрочные цели (бизнес хочет жить и работать долго)
Примеры:
- Компания по производству медицинских приборов
- Крупный производитель качественного и недорогого продовольствия
- Системный интегратор по внедрению прорывных технологий
- Сервисный холдинг по производству качественных и доступных косметических продуктов и оказанию услуг гражданам
- Компания по производству и продаже изделий из вторсырья с целью очищения города от мусора
Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:
- Острота проблемы потребителя
- Цельность и благополучие команды
Принципы рыночных действий компании с С-Стратегией
- Распространяй знания максимуму людей
- Делай из конкурентов кооператоров
- Пробуждай желание нести твое знание бесплатно
- Стремись к всеобщему процветанию
- Вовлекай через пользу
Операционная реализация стратегии:
- Лидерство по издержкам на широкой линейке
- Лидерство по издержкам на фокусе
- Дифференциация на фокусе
Основные риски смерти:
- Агрессивные демпингующие более быстрые компании с Р-Стратегией
- Более умная компания с С-Стратегией
- Технологическая революция в отрасли
- Экономические (и другие) войны
- Преждевременное старение по Адизесу
- Аристократизм по Адизесу
Раджас и Р-Стратегии
Денежная категория: fast money
Признаки:
- Искреннее желание стать лучшим в своей нише и заработать большие деньги (бизнес стремится стать самой известной и богатой компании среди себе подобных)
- Наличие преимущества (бизнес что-то хорошо умеет)
- Ориентация на среднесрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не станет лучшим и очень крупным)
Примеры:
- Компания по копированию медицинских приборов несколько дешевле конкурентов
- Мелкий, средний или крупный производитель качественного и дорогого продовольствия
- Системный интегратор по внедрению технологий с самой высокой маржинальностью и широким рынком
- Сеть салонов красоты или торговли продуктами питания
- Компания по производству популярных игрушек из пластика
Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:
- Маржинальность продукта
- Размер рынка
- Лояльность ключевой части команды
Принципы рыночных действий компании с Р-Стратегией
- Добивайся преимущества перед конкурентами
- Обеспечивай максимально быстрый рост продаж
- Стремись к масштабированию
- Сохраняй ноу-хау
- Вовлекай через выгоду
Операционная реализация стратегии:
- Лидерство по издержкам на широкой линейке (оптовая дистрибуция)
- Дифференциация на фокусе (дорогие гаджеты)
- Лидерство по издержкам на фокусе (лучший в классе)
Основные риски смерти:
- Более эффективный конкурент с долгосрочным планированием
- Конкурент с господдержкой
- Конфликты в команде
- «Развод» совладельцев по Адизесу
- Преждевременная смерть по Адизесу
- Аристократизм по Адизесу
- Поглощение или рыночное поражение от компании с С-Стратегией
Тамас и Т-Стратегии
Денежная категория: feed money
Признаки:
- Искреннее желание конкретных материальных благ (бизнес в лице своего основателя стремится заработать определённую сумму денег или решить какой-то материальный вопрос)
- Наличие компетенции (бизнес что-то умеет)
- Ориентация на краткосрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не достигнет цели собственника, а «дальше как пойдёт»)
Примеры:
- Небольшой офлайн- или интернет-магазин
- Ремонтная мастерская
- Салон красоты
- Компания по перепродаже сырья
Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:
- Наличие маржи продукта
- Наличие спроса
- Возможность делегировать задачи на команду
Принципы рыночных действий компании с Т-Стратегией
- Добивайся приемлемой выручки
- Обеспечивай рост при минимуме усилий
- Стремись к стабильности
- Экономь
- Вовлекай через удобство
Операционная реализация стратегии:
- Фокус
- Лидерство по издержкам на фокусе
Основные риски смерти:
- Более эффективный конкурент
- Новый продукт в категории
- Слабая и демотивированная команда
- Детская смерть по Адизесу
- Ловушка основателя по Адизесу
С чего начать самодиагностику своего бизнеса
Для этого можно применить нашу модель колеса зрелости бизнеса и залить цветом или поставить галочки на соответствующих ячейках. Сделав это, вы увидите, на какой бизнес – С, Р или Т – больше всего похожа ваша компания. И главное – вы увидите самые частые риски деградации бизнеса и ближайшие задачи вашего бизнес-строительства в виде пустующих ячеек.
Благо, информации для самостоятельного развития более чем достаточно.
Вместо заключения
В нашем деловом мире, как бы это странно ни звучало, побеждает самый осознанный. Потому что осознанность есть не просто ум. Это умение правильно встроиться в мир и балансировать в искреннем желании сделать мир лучше.
Чего вам искренне желаю.