Отечественный автопром на грани: в чем тут реальная причина и смогут ли наши автопроизводители преодолеть текущие трудности

Не стану долго углубляться в аналитику вопроса, все наши признанные эксперты уже твердо заявили, что в следующем году рынок новых автомобилей в России сократится примерно на 30-40%. Поддерживать существующие темпы производства станет невозможно. Это, между прочим, не я так считаю, а сам глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. И он, бесспорно, прав.

После взрывного роста продаж этой осенью рынок предсказуемо ушел «в минус». И дальше будет только хуже.

Пострадают все: автомобилисты останутся без новых машин, дилеры – без гарантированной прибыли, снизятся доходы автомобильных заводов.

Спасти их, по мнению экспертов, может лишь значительное снижение цен – но в текущих реалиях это вряд ли возможно.

Причина не только в постоянно растущей ключевой ставке. Люди скорее всего перестанут покупать отечественные автомобили, потому китайские дилеры однозначно в условиях кризиса начнут выкатывать выгодные предложения и скидки.Просто потому что они могут себе такие презенты позволить, а наш производитель, увы, нет.

Кроме того, конечно же непременно скажется и вся эта история с ключевой ставкой. Кредиты станут недоступными из-за высоких процентных ставок, а покупательская способность строится именно по кредитной системе.

Но главная беда будет даже не в снижении покупательской способности. По новой ставке предприятия тоже не смогут или попросту не станут брать кредиты на развитие. А нет кредитов - не появляются новые проекты и рабочие места.

Опять же утильсбор, который только усугубляет ситуацию, делая автомобили еще дороже и закономерно снижая к ним интерес.

Единственное, что может спасти буксующий «АвтоВАЗ» и его коллег - это пересмотр ценовой политики. Если бы наш автопром продавал «Весту» за миллион, а «Гранту» за шестьсот тысяч, конвейер работал бы круглосуточно.

Но пока ценами играют только китайские производители, которые могут себе это позволить. Из российских заводов по этому пути пошел лишь «Москвич».

Автопром терпит бедствие не только из-за растущей ключевой ставки, но и из-за завышенных ценников и низкого качества. Государство вкладывает деньги в «АвтоВАЗ», но цены продолжают расти, что вызывает вопросы о логике таких действий. Качество автомобилей остается на минимальном уровне, что может привести к проблемам для завода.

Резюмирую: осенний рост продаж, которым сегодня козыряют некоторые дилеры, был продиктован всего лишь страхом перед ростом цен. Но еще пара-тройка месяцев, и покупатель придет в себя. Продажи остановятся. Одновременно начнут снижаться объемы выпускаемой продукции. И хотя автопроизводители по-прежнему будут государство о жизненно важных преференциях, вряд ли они их получат. Государство умеет считать свои деньги...

Говорить о развитии автомобильной промышленности в таких условиях становится почти бессмысленно. Но что-то делать надо. Хотя бы ради того, чтобы сохранить для людей рабочие места. И не растерять остатки дефицитных инженерных кадров. Уверен, еще наступит время, когда наш автопром снова займет ключевые позиции если не на мировом, то хотя бы на отечественном авто рынке. Талантов-то у нас по-прежнему хватает, нужны только возможности!

Вот на такие мысли меня наталкивают нынешние новости из жизни российского автопрома. И как бы плохо все не выглядело, я в его будущее верю. А вы?

Начать дискуссию