Процесс или результат: как не дать клиенту уйти без краба

Один мой знакомый, который работал шеф-поваром в ресторанах Москвы, рассказал такую историю. Работал он как-то в одном солидном заведении, и вот в зале установили огромный аквариум с живыми морепродуктами. Что должно быть в таком аквариуме? Конечно, живой камчатский краб.

Процесс или результат: как не дать клиенту уйти без краба

Аквариум установили, краба запустили. Сидящая в ресторане компания немедленно провозглашает: «Хотим краба!». На кухне паника: технологической карты (а это — точнейшая инструкция, как приготовить блюдо) пока нет. Повара в ступоре, су-шеф в шоке, управляющий гневно на всех орет и пьет что-то горючее. Мой приятель звонит бренд-шефу сети:

— Почему техкарту не прислали? У нас гости заказывают краба, а как его готовить — непонятно…
— Ну ты же краба на пару можешь сварить?
— Могу.
— Вот и вари сейчас. А техкарту мы дошлем.

Краба сварили, гости довольны, управляющий успокоился, кухня работает дальше. Репутация ресторана спасена.

Эта история напомнила мне, как в IT некоторые команды ставят процессы превыше результата. Процессы, конечно, нужны: они упрощают жизнь разработчикам, позволяют избегать ошибок. Но когда запрос бизнеса ясен — результат всегда важнее процесса.

Например, бизнес приходит и говорит:
— Нам нужна моментальная генерация поздравительной открытки с цветочком, нарисованным ИИ, и поздравлением.

А команда разработки отвечает:
— Здорово, у нас есть очень классный процесс, идите по нему: напишите нормальную постановку (задачи), укажите какие именно ИИ должны генерить картинку и текст, опишите что делать, если текст не сгенерируется…

Для сложных запросов это оправданно: нужно учесть много деталей, риски, интеграции. Но когда запрос прост и понятен, и твоей экспертизы достаточно, чтобы просто «приготовить краба», следование процессу может привести к разочарованию бизнеса.

Если клиент хочет краба, и вы знаете, как его варить — не тяните с процессом: варите сразу. В противном случае клиент, как тот краб, уползет — только уже из ваших рук.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там я делюсь инсайтами из мира IT, размышлениями о кадровых проблемах, кейсами и советами по развитию компетенций для IT-специалистов и менеджеров. Никакого информационного шума: говорю только о том, в чём разбираюсь и что хорошо обдумал. Не стесняюсь критиковать привычные методы работы и управления — и вы не стесняйтесь.

22
3 комментария

"как в IT некоторые команды ставят процессы превыше результата." - дальше не читал . Я деятелями которые "неважно как главное этап договора закрыть" , "задачу потом оформим " , "да кому нужен ваш ITIL" каждые день рядом.
Итог всегда один - бардак.
"запрос бизнеса ясен — результат всегда важнее процесса." - другими словами х&як , х&як и в продакшн.

Очень категоричное суждение, даже не знаю что сказать.