Как улучшить подбор кадров на ответственные должности
Введение. В статье представлена информация, которая показывает необходимость применения дополнительных критериев для улучшения подбора кадров на ответственные должности.
Под кадрами, занимающие ответственные должности, в настоящей статье понимают кадры, которые управляют малыми и большими группами людей, человеческими обществами, критически важными техническими устройствами, большими объемами материальных и нематериальных ресурсов, принимают решения и участвуют в принятии решений, влияющих на судьбы людей (далее по тексту для простоты изложения – подбор кадров).
Актуальность проблемы подбора кадров
От правильного подбора кадров зависят эффективность управления малыми и большими группами людей, человеческими обществами, а также судьбы и безопасность людей, человеческих обществ и человеческой цивилизации в целом.
Как осуществляют подбор кадров
В настоящее время при осуществлении подбора кадров на ответственные должности как правило учитывают: базовое и дополнительное профессиональное образование, уровень знаний и опыта человека, где и сколько времени человек работал до этого, отзывы/рекомендации с прежнего места работы о деловых качествах человека, биографию, семейное положение, возраст человека.
Недостатки подбора кадров
Используемый в настоящее время метод подбора кадров не позволяет достоверно определить соответствие человека ответственной должности, поскольку остаются неопределенными уровень развития разума человека, уровень способностей человека эффективно работать с информацией, уровень креативности человека (способность мыслить и действовать оригинально, придумывать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, выражать себя в творческом процессе), взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали человека, уровень справедливости и стойкости человека к совершению противоправных действий, особенности характера человека.
Является очевидным, что остающиеся неопределенными указанные характеристики человека, претендующего на ответственную должность очень важны. Без учета указанных характеристик работодатель по существу назначает на ответственную должность человека, не обладая достаточной информацией о нем, что несет в себе риски, связанные с исполнением человеком своих обязанностей на ответственной должности.
Преимущества предлагаемого способа подбора кадров
Предлагаемый в настоящей статье способ подбора кадров позволяет устранить вышеуказанные недостатки используемого в настоящее время метода подбора кадров.
В дополнение к используемому в настоящее время методу подбора кадров на ответственные должности предлагается определять также уровень развития мозга и сознания человека.
Уровень развития мозга человека – важный критерий при подборе кадров
Как известно, около 5 тысяч лет назад началось развитие современной человеческой цивилизации. Несмотря на то, что генотип людей вместе с внешней средой начального периода цивилизации практически не отличается от генотипа современных людей и современной внешней среды, тем не менее, очевидно, что человек начального периода человеческой цивилизации имел более низкий уровень разума (совокупность мышления, интеллекта и сознания в их взаимосвязи) по сравнению с человеком, живущим в современном развитом человеческом обществе. Причиной такого различия может быть только уровень развития мозга человека.
Уровень развития мозга человека передается по наследству от родителей к детям.
Чем более активно родители и более дальние прямые предки человека использовали свой мозг на протяжении поколений, тем выше уровень развития мозга человека.
Под использованием человеком своего мозга понимается получение, понимание, обработка (то есть запоминание, сохранение, обобщение, оценка, анализ, систематизация информации), переработка (создание на основе обработанной информации производной информации) и использование информации.
В случае, если родители и более дальние прямые предки человека использовали свой мозг на протяжении поколений не активно, то происходит прекращение развития мозга человека или даже его деградация.
В течение одной человеческой жизни невозможно повысить уровень развития мозга человека, поскольку развитие мозга человека является очень медленным историческим процессом.
Вышеизложенная информация позволяет сделать следующий вывод: чем длиннее путь исторического развития человека как биологического социального существа и чем активнее родители и более дальние прямые предки человека на протяжении поколений пользовались своим мозгом, тем выше уровень развития мозга человека.
Поскольку:
· человек рождается с определенным уровнем развития мозга,
· мозг человека отвечает за получение, понимание, обработку, переработку и использование информации, которые позволяют человеку осознавать себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира,
· способность мозга получать, понимать, обрабатывать, перерабатывать и использовать информацию, а также обеспечивать осознание человеком себя в качестве разумного существа, составляют разум человека,
следовательно, человек рождается с определенным уровнем развития разума.
Чем выше уровень развития мозга человека, тем более высоким уровнем развития разума обладает человек от рождения.
Разум, данный человеку от рождения:
· активируется по мере становления человека как личности,
· не зависит от уровня воспитания, образования и полученных знаний.
В процессе своей жизнедеятельности человек может максимально развить данный ему от рождения разум примерно на 20% (потенциал развития разума).
Разум, данный человеку от рождения, и потенциал развития разума вместе взятые ограничены уровнем развития мозга человека.
Вышеизложенная информация позволяет заключить следующее:
· чем длиннее путь исторического развития человека как биологического социального существа и чем активнее родители и более дальние прямые предки человека на протяжении поколений пользовались своим мозгом, тем выше уровень развития мозга человека,
· чем выше уровень развития мозга человека, тем выше уровень развития разума, данный человеку от рождения,
· чем выше уровень развития разума, данный человеку от рождения, тем более высокого уровня развития разума человек может достичь в процессе своей жизнедеятельности,
· чем выше уровень разума человека, тем выше уровень его доступа к новым идеям, открытиям, изобретениям, способам и средствам решения новых задач, включая организационные, экономические, политические, социальные, технологические, военные и другие.
В связи с изложенным, зная уровень развития мозга человека, возможно определить уровень развития разума человека, данный ему от рождения, а также потенциал развития разума человека.
Таким образом, определение уровня развития мозга человека является важным критерием для улучшения подбора кадров на ответственные должности.
Как определить уровень развития мозга человека
Уровень развития мозга человека тем выше, чем длиннее путь исторического развития человека как биологического социального существа и чем активнее родители и более дальние прямые предки человека на протяжении поколений пользовались своим мозгом.
Поскольку определить напрямую уровень развития мозга человека невозможно, воспользуемся тем, что можно определить достоверно – уровень исторического развития общества, в котором родился и вырос человек, а также родились и жили его родители и более дальние прямые предки.
Чем длиннее путь исторического развития общества и чем активнее члены общества пользовались своим мозгом в течение исторического развития общества, тем:
· выше уровень исторического (общественного, экономического, политического, культурного) развития общества,
· больше времени было для естественного развития мозга членов общества,
· более динамично развивался мозг членов общества,
· выше уровень развития мозга членов общества.
Таким образом, определить уровень развития мозга человека возможно посредством выяснения следующих обстоятельств:
· в каком обществе родился и вырос человек, а также родились и жили его родители и более дальние прямые предки,
· чем занимались родители человека и его более дальние прямые предки в течение своей жизнедеятельности, насколько конкурентными были обстоятельства их жизнедеятельности,
· насколько конкурентными были обстоятельства жизнедеятельности человека,
· насколько устремленным, настойчивым и старательным был человек в процессе своего становления как личности.
Если:
· человек родился и вырос в более развитом обществе (общество с более высоким уровнем исторического развития),
· родители и более дальние прямые предки человека родились и жили в более развитом обществе, активно использовали свой мозг (о чем может свидетельствовать их биография),
· обстоятельства становления человека как личности были конкурентными,
· человек был устремленным, настойчивым и старательным в процессе своего становления как личности,
то у такого человека уровень развития мозга при прочих примерно равных условиях выше по сравнению с человеком, который родился и вырос в менее развитом обществе, родители и более дальние прямые предки которого родились и жили в менее развитом обществе, использовали свой мозг не активно (о чем может свидетельствовать их биография), обстоятельства становления указанного человека как личности не были конкурентными, человек не был устремленным, настойчивым и старательным в процессе своего становления как личности.
Уровень развития сознания человека – важный критерий при подборе кадров
Поскольку:
· человек рождается с определенным уровнем развития разума,
· разум человека – это совокупность мышления, интеллекта и сознания человека в их взаимосвязи,
следовательно, человек рождается с уже определенным уровнем развития мышления, интеллекта и сознания, которые активируются по мере становления человека как личности и не зависят от уровня воспитания, образования и полученных знаний.
Чем выше уровень развития мозга человека, тем более высоким уровнем развития мышления, интеллекта и сознания обладает человек от рождения.
В процессе своей жизнедеятельности человек может максимально развить данные ему от рождения мышление, интеллект и сознание примерно на 20% (потенциал развития мышления, интеллекта и сознания).
Вместе взятые мышление, интеллект и сознание, данные человеку от рождения, и потенциал развития мышления, интеллекта и сознания не могут превысить уровень развития мозга человека.
Мышление человека – это ограниченная уровнем развития мозга человека способность человека получать, понимать, запоминать, накапливать, обобщать, оценивать, анализировать, систематизировать получаемую информацию.
Чем выше уровень развития мозга человека, тем более высокого уровня развития мышления человек способен достичь в процессе своей жизнедеятельности.
Мышление человека является основой для развития интеллекта и сознания человека, поскольку:
· без мышления не может быть интеллекта и сознания,
· от уровня развития мышления человека зависит уровень развития интеллекта и сознания человека.
Интеллект человека – это ограниченная уровнем развития мышления человека способность человека перерабатывать получаемую в результате мышления информацию и создавать на ее основе производную информацию.
Чем выше уровень развития мышления человека, тем более высокого уровня развития интеллекта человек может достичь в процессе своей жизнедеятельности.
Сознание человека – это ограниченное уровнем развития мышления и интеллекта человека личностное отношение человека к внешнему миру, которое возникает в результате осознания человеком себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира.
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем более высокого уровня развития сознания человек может достичь в процессе своей жизнедеятельности.
Понимание того, что такое мышление, интеллект и сознание человека, позволило установить последовательность появления и развития у человека мышления, интеллекта и сознания: вначале появляется мышление, затем, по мере развития мышления, появляется интеллект, а потом уже, по мере развития мышления и интеллекта, появляется и развивается сознание человека.
Из определения термина «сознание человека» следует, что мышление и интеллект человека являются основой развития сознания человека. Без мышления и интеллекта не может быть сознания. Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем выше уровень развития сознания человека.
Поскольку более высокий уровень сознания человека является следствием более высокого уровня развития мышления и интеллекта человека, следовательно, чем выше уровень развития сознания человека, тем, соответственно, выше уровень развития его мышления и интеллекта.
Поскольку:
· чем выше уровень развития сознания человека, тем выше уровень развития его мышления и интеллекта,
· сознание человека включает в себя:
-- менталитет (взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, характеризующие человека),
-- духовное развитие (процесс познания человеком природы мироздания и смысла жизни),
-- характер (особенности отношения человека к самому себе и его поведения в отношении внешнего мира),
следовательно, по уровню развития сознания человека можно определить уровень развития мышления и интеллекта человека, взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали человека, особенности характера человека.
Таким образом, определение уровня развития сознания человека является важным критерием для улучшения подбора кадров на ответственные должности.
Как определить уровень развития сознания человека
Принимая во внимание вышеизложенную информацию, уровень развития сознания человека зависит от следующих факторов в их взаимосвязи:
· уровень развития мозга человека,
· уровень развития мышления и интеллекта человека,
· уровень развития менталитета человека,
· уровень духовного развития человека,
· характер человека,
· жизненные обстоятельства человека.
Как определить уровень развития мозга человека
См. выше главу «Как определить уровень развития мозга человека».
Как определить уровень развития мышления и интеллекта человека
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, данные ему от рождения, тем более высокого уровня развития мышления и интеллекта человек может достичь в процессе своей жизнедеятельности (потенциал развития мышления и интеллекта человека).
Потенциал развития мышления и интеллекта человека ограничен уровнем развития мозга человека.
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, данные ему от рождения, и уровень реализации человеком потенциала развития своего мышления и интеллекта, тем выше уровень развития его мышления и интеллекта.
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем выше:
· способность человека получать, понимать, запоминать, накапливать, обобщать, оценивать, анализировать, систематизировать получаемую информацию,
· способность человека перерабатывать информацию и создавать на ее основе производную информацию.
В силу различных факторов и обстоятельств разные люди реализуют потенциал развития своего мышления и интеллекта в различной степени.
Определить уровень развития мышления и интеллекта человека возможно посредством:
· определения уровня развития мозга человека (см. выше главу «Как определить уровень развития мозга человека»),
· получения информации об уровне воспитания, образования, полученных знаний и опыта человека,
· получения информации с прежнего места работы человека об уровне знаний и опыта человека,
· проверки уровня умственного развития человека (IQ тест),
· проверки грамотности письменной и устной речи человека (отражает уровень способности человека выражать свою мысль, которая является результатом мышления и интеллекта человека),
· проверки уровня знаний и опыта человека посредством собеседования с человеком,
· проверки уровня устремленности, настойчивости и старательности посредством проведения соответствующих тестов.
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем выше уровень развития его сознания.
Как определить уровень развития менталитета человека
Менталитет человека – это взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, характеризующие человека.
Менталитет является частью сознания человека, поскольку взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали человека формируются в результате личностного отношения человека к внешнему миру.
Основой менталитета человека является совокупность материальных и духовных ценностей человека.
К материальным ценностям человека относятся удовлетворение биологических потребностей (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие), достижение материального благополучия, богатства и власти. Эти ценности являются естественными, поскольку человек живет в материальном мире.
К духовным ценностям человека относится совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических, культурных убеждений человека, представляющих для него значимость.
Чем выше:
· уровень развития сознания человека, данный ему от рождения (см. выше главу «Как определить уровень развития мозга»),
· уровень развития мышления и интеллекта человека (см. выше главу «Как определить уровень развития мышления и интеллекта»),
тем более высокого уровня развития менталитета человек может достичь в процессе своей жизнедеятельности (потенциал развития менталитета человека).
В силу различных факторов и обстоятельств разные люди реализуют потенциал развития своего менталитета в различной степени.
Определить уровень развития менталитета человека возможно посредством выяснения следующих обстоятельств:
· в какой семье и в каком обществе произошло становление человека как личности,
· каковы моральные, нравственные, этические, культурные убеждения человека, представляющие для него значимость,
· каковы материальные и духовные ценности человека,
· какие ценности (материальные или духовные) имеют для человека бóльшую значимость,
· каково отношение человека к форме и содержанию самовыражения,
· поведение человека в трудовом коллективе, в быту и в обществе вне работы.
Чем выше уровень развития менталитета человека, тем:
· более высокие моральные, нравственные, этические, культурные убеждения человека, представляют для человека значимость,
· бóльшую значимость представляют для человека духовные ценности по сравнению с материальными ценностями,
· выше уровень его справедливости и морали (представления человека о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений),
· выше уровень понимания и осознания человеком недопустимости совершения несправедливых, аморальных и противоправных поступков.
· бóльшую значимость для человека имеет содержание самовыражения нежели форма самовыражения,
· более разумным является поведение человека в трудовом коллективе, в быту и в обществе вне работы.
Чем выше уровень развития мышления, интеллекта и менталитета человека, тем выше уровень развития его сознания.
Как определить уровень духовного развития человека
Духовное развитие человека - это процесс познания человеком природы мироздания и смысла жизни.
Духовное развитие человека является частью сознания человека, поскольку процесс познания и осознания человеком природы мироздания и смысла жизни происходит через личностное отношение человека к внешнему миру.
Духовное развитие человека происходит посредством приобретения научных знаний о природе мироздания и веры в Бога в их взаимосвязи.
Вера в Бога на протяжении веков компенсирует низкий уровень научных знаний современного человечества о природе мироздания и смысле жизни и помогает человеку понять и осознать природу мироздания и смысл жизни.
Чем выше:
· уровень развития сознания человека, данный ему от рождения (см. выше главу «Как определить уровень развития мозга»),
· уровень развития мышления и интеллекта человека (см. выше главу «Как определить уровень развития мышления и интеллекта»),
тем более высокого уровня духовного развития человек может достичь в процессе своей жизнедеятельности (потенциал духовного развития человека).
В силу различных факторов и обстоятельств разные люди реализуют потенциал своего духовного развития в различной степени.
Определить уровень его духовного развития возможно посредством выяснения следующих обстоятельств:
· каково личностное отношение человека к внешнему миру,
· каковы представления человека о природе мироздания,
· признает человек существование смысла жизни или нет,
· в чем человек видит смысл своей жизни (если признает существование смысла жизни),
· верит человек в Бога или нет и почему,
· как человек выражает свою веру в Бога.
О более высоком уровне духовного развития человека свидетельствуют следующие характеристики человека:
· личностное отношение человека к внешнему миру является адекватным (не внешний мир должен служить человеку, а человек – внешнему миру),
· человек имеет свое понимание природы мироздания, которое он может обосновать,
· признает существование смысла жизни человека, которое он может обосновать,
· верит в Бога (Высшего разума), сотворившего и управляющего всем сущим,
· если человек является последователем какой-либо религии, то знания о природе мироздания и смысле жизни, накопленные религией, для него являются более значимыми по сравнению с внешними атрибутами религии.
Чем выше уровень развития мышления, интеллекта, менталитета и духовного развития человека, тем выше уровень развития сознания человека.
Как определить особенности характера человека
Характер человека - это особенности отношения человека к самому себе и его поведения в отношении внешнего мира.
Характер человека является частью сознания человека.
Человек рождается с вполне определенным характером, который отражает уровень развития мышления, интеллекта и сознания человека, данные ему от рождения.
Чем выше уровень развития мозга человека и, соответственно, уровень развития мышления, интеллекта и сознания человека, данные ему от рождения, тем более разумным и уравновешенным характером обладает человек от рождения.
Чем ниже уровень развития мозга человека и, соответственно, уровень развития мышления, интеллекта и сознания человека, данные ему от рождения, тем:
· выше уровень чувственного восприятия человеком информации о внешнем мире,
· менее разумным и уравновешенным характером обладает человек.
Характер человека, данный ему от рождения, активируется по мере взросления и становления человека как личности.
В процессе своей жизнедеятельности человек может максимально развить/изменить данный ему от рождения характер примерно на 20% (потенциал развития характера человека).
Степень реализации человеком потенциала развития/изменения своего характера зависит от степени реализации человеком потенциала развития своего мышления, интеллекта, менталитета и духовного развития.
В силу различных факторов и обстоятельств разные люди реализуют потенциал развития/изменения своего характера в различной степени.
Чем выше уровень развития мышления, интеллекта, менталитета и духовного развития человека, тем более разумным и уравновешенным характером обладает человек.
Насколько характер человека является разумным, уравновешенным, устремленным, настойчивым, старательным, ответственным возможно проверить посредством:
· проверки уровня развития мозга человека (см. выше),
· проверки уровня развития мышления, интеллекта, менталитета и духовного развития человека (см. выше),
· получения соответствующей информации с прежнего места работы человека,
· получения соответствующей информации о поведении человека в трудовом коллективе, в быту и в обществе вне работы,
· установления жизненных обстоятельств человека,
· проведения соответствующих тестов на особенности характера человека.
Жизненные обстоятельства человека
В силу различных факторов и обстоятельств разные люди реализуют потенциал развития своего сознания (то есть потенциал развития своего менталитета, духовного развития и характера) в различной степени.
На уровень реализации человеком потенциала развития его сознания влияют следующие жизненные обстоятельства человека:
· в какой семье и в каком обществе произошло становление человека как личности,
· материальные условия, в которых произошло становление человека как личности (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие),
· нематериальные условия, в которых произошло становление человека как личности жизни (степень свободы мысли и слова, доступа к информации и образованию, возможности свободно жить и развиваться, соблюдения в обществе прав и свобод),
· насколько конкурентными были обстоятельства становления человека как личности,
· насколько устремленным, настойчивым и старательным был человек в конкурентных обстоятельствах своего становления как личности,
· уровень воспитания, образования, полученных знаний и опыта человека,
· несправедливые и противоправные действия, совершенные человеком и/или в отношении человека.
Некоторые практические рекомендации
Принимая во внимание вышеизложенную информацию, представляю некоторые практические рекомендации специалистам в области подбора кадров на ответственные должности:
· при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать человеку с более высоким уровнем развития мозга,
· при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать человеку с более высоким уровнем развития сознания,
· человек с более высоким уровнем развития сознания обладает более высоким уровнем развития мышления и интеллекта,
· человек с более высоким уровнем развития сознания обладает более высоким уровнем креативности (способность мыслить и действовать оригинально, придумывать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, выражать себя в творческом процессе),
· человек с более высоким уровнем развития сознания обладает более высоким уровнем стойкости к совершению противоправных действий,
· человек с более высоким уровнем развития сознания обладает более высоким уровнем справедливости и морали,
· человек с более высоким уровнем развития сознания обладает более высоким уровнем развития менталитета,
· человек с более высоким уровнем развития сознания обладает более высоким уровнем духовного развития,
· человек с более высоким уровнем сознания обладает более разумным и уравновешенным характером,
· человек с более высоким уровнем развития мышления и интеллекта и при этом простой в общении обладает более высоким уровнем развития сознания,
· далеко не всегда человек с более высоким уровнем развития мышления и интеллекта обладает более высоким уровнем развития сознания,
· человек с пониженным уровнем развития сознания, несмотря на более высокий уровень развития мышления и интеллекта, обладает пониженным уровнем справедливости, морали и стойкости к совершению противоправных действий,
· человека с более высоким уровнем развития мышления и интеллекта и при этом с пониженным уровнем сознания нельзя назначать на ответственную должность,
· человека с пониженным уровнем развития сознания невозможно перевоспитать,
· чем выше уровень чувственного восприятия человеком информации о внешнем мире, тем ниже уровень развития мозга и, соответственно, разума человека,
· чем выше уровень чувственного восприятия человеком информации о внешнем мире, тем ниже уровень развития сознания человека,
· чем выше уровень чувственного восприятия человеком информации о внешнем мире, тем менее разумным и уравновешенным характером обладает человек,
· при прочих равных условиях человек с пониженным уровнем сознания обладает менее разумным и уравновешенным характером,
· человек, выставляющий материальное благополучие напоказ, обладает пониженным уровнем развития сознания,
· человек, демонстрирующий свое превосходство над другими людьми, обладает пониженным уровнем сознания,
· профессионал – это человек с более высоким уровнем развития мышления, интеллекта, старательности, устремленности и настойчивости в каком-то конкретном деле,
· нельзя назначать профессионала с пониженным уровнем развития сознания на ответственную должность.
Заключение
Уровень развития мозга и сознания человека являются важными дополнительными критериями для улучшения подбора кадров на ответственные должности.
Автор
Пилкин Виталий Евгеньевич
09 января 2025 года