Эффективная стратегия непрерывности бизнеса: пять ключевых принципов

К моменту разработки стратегии у нас уже накоплено достаточно информации о том, какие процессы критичны для организации, ранжированы риски. Пришла пора строить систему защиты. Этот этап будет наиболее ресурсоемким (естественно, мы говорим про строительство, а не про проектирование).

Эффективная стратегия непрерывности бизнеса: пять ключевых принципов

Поэтому перед тем, как начинать строить светлое будущее, необходимо убедиться в том, что строить будем именно то, что надо, и потом не придется все переделывать.

Попробуем определить ключевые принципы стратегии непрерывности бизнеса. Конечно же, для каждой конкретной организации этот набор будет приземлен на специфику предметной области, и дополнится более частными принципами, но общие принципы должны остаться неизменными.

  1. Прагматичность
    Прорабатывая стратегию (и готовясь к ее защите) вы получаете шанс еще раз взглянуть на целевые показатели восстановления для бизнес-процессов и поддерживающих их ресурсов. Большую часть этой работы вы уже проделали на этапе анализа воздействия на бизнес, но сейчас хороший момент еще раз оценить все целевые показатели, имея на другой чаше весов стоимость их достижения, и видя всю картину в целом.
    Возможно, какие-то показатели на этом этапе потребуют корректировки, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Иногда в глаза бросается, что какую-то часть нашей системы мы спроектировали гораздо более мощной, чем остальные элементы, и стоит сначала сосредоточиться на более слабых звеньях.
  2. Полезность
    Старайтесь выбирать такие решения, которые дадут организации дополнительные преимущества в нормальном режиме функционирования. Использование резервных вычислительных мощностей для задач тестирования или сглаживания пиковых нагрузок, переход на VDI, привлечение рабочей силы из «резервного» региона и многое другое — обязательно ищите дополнительные плюсы при выборе решений. За это в организации вас будут больше любить и воспринимать не только как небольшую черную дыру в бюджете.
  3. Устойчивость к ошибкам
    Человеческий фактор не только лидирует среди причин возникновения инцидентов непрерывности бизнеса, но и часто приводит к недостаточно эффективной их ликвидации. Поэтому проектируйте все процессы и решения в области непрерывности бизнеса, исходя из двух постулатов:
    1. Все, что можно автоматизировать, надо автоматизировать
    2. Все ошибки, которые могут совершить люди, в стрессовой ситуации будут совершены
  4. Простота и красота
    Почти любое эффективное решение будет выглядеть простым и красивым. Это не значит, что его легко придумать и спроектировать. Это значит только то, что это решение выглядит интуитивно понятным, разумным и уместным. Просто возьмите камень и отсеките все лишнее.
  5. Управление приоритетами
    Скорее всего, доступных вам ресурсов не хватит на то, чтобы сделать все сразу. С какими-то рисками придется пожить, а какие-то снижать в первую очередь. Постройте формальную систему, которая позволит расставить приоритеты. Кроме очевидных факторов (критичность бизнес-процесса и риска, требования регуляторов), учитывайте также вероятность реализации риска (из рисков одинаковой критичности лучше сначала заняться более вероятными), бюджет проекта, уверенность в его реализуемости и т.п.

В следующий раз поговорим о планах непрерывности бизнеса, какими им быть, чтобы и рыбку съесть, и комплаенс соблюсти. Stay tuned.

Начать дискуссию