Магия «Джоконды»: почему толпы туристов рвутся к этой картине?

Может, все дело в таинственной улыбке, а может, в скандальной истории похищения? Однако нет сомнений: за время своего существования «Мона Лиза» стала настоящим арт-феноменом.

Магия «Джоконды»: почему толпы туристов рвутся к этой картине?

Отдельный павильон для шедевра Леонардо

Совсем недавно в новостях промелькнуло, что президент Франции Эмманюэль Макрон хочет «выселить» картину из Лувра в отдельный павильон — с отдельным входом и билетом. Оказалось, что 80% посетителей приходят в музей лишь ради нее. Признаюсь, я тоже все три своих визита в Лувр (были времена!) замечала у картины бешеную толпу и целую армию смартфонов наготове. Кажется, люди хотят не столько увидеть произведение Леонардо да Винчи, сколько поставить галочку: «Я тут был!»

Магия «Джоконды»: почему толпы туристов рвутся к этой картине?

Что же в ней особенного?

Да, «Джоконда» демонстрирует мастерскую воздушную перспективу, иллюзию глубины и знаменитое сфумато Леонардо. Но, строго говоря, у да Винчи есть и другие не менее гениальные работы. В XIX веке «Мона Лиза» обрела среди ценителей живописи репутацию воплощения женской загадочности («олицетворение вневременной женской красоты» по Уолтеру Патеру) — но все еще не собирала очередей.

Магия «Джоконды»: почему толпы туристов рвутся к этой картине?

Секрет славы: похищение и скандал

В один момент все перевернулось — в 1911 году картину украли. Хитроумный Винченцо Перуджиа два года хранил ее в чемодане с двойным дном, прежде чем его «патриотический» порыв вернуть шедевр Италии привел к аресту. Мировая пресса только и говорила о пропавшей «Джоконде»: в газетах, на афишах, в разговоре на улицах. Люди ходили в Лувр просто посмотреть на пустую стену. Когда Мона Лиза вернулась, она уже была знаменита на весь мир.

Магия «Джоконды»: почему толпы туристов рвутся к этой картине?

Инфоповод, который не иссякает

С тех пор вокруг нее не утихает ажиотаж. Сегодня толпы держат смартфоны наизготове, чтобы успеть сделать заветное селфи. Сложно сказать, кому это выгодно, но Лувр явно не жалуется — ведь такой «магнит» привлекает неиссякаемый поток посетителей.

Картина Луи Беруда 1911 года с изображением Моны Лизы, выставленной в Лувре до кражи
Картина Луи Беруда 1911 года с изображением Моны Лизы, выставленной в Лувре до кражи

Искусственно созданный миф или заслуженная слава?

Кто-то считает, что все это — плод блестящего пиара. Другие убеждены, что «Мона Лиза» и правда достойна статуса «иконы искусства». А теперь вопросы к вам: что важнее — подлинные переживания от встречи с искусством или всемирная шумиха? И что бы лично вы сделали, оказавшись рядом с картиной: долго рассматривали детали кисти Леонардо или просто щелкнули фото для соцсетей?

Как бы там ни было, факт остается фактом: «Джоконда» давно вышла за рамки обычного портрета и стала культурным феноменом. И, видимо, ее магия не иссякнет еще многие века.

Газета Excelsior, «La Joconde est Revenue» («Мона Лиза вернулась»), 1 января 1914 г.
Газета Excelsior, «La Joconde est Revenue» («Мона Лиза вернулась»), 1 января 1914 г.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Начать дискуссию