Культуры разных цветов прячутся друг от друга, как звери в лесу
Встретил рассуждения знакомого эксперта, который в прошлом работал коммерческим директором, о том что известные ему успешные организации имеют нескольких харизматичных лидеров, а квалификация и профессионализм не являются необходимыми условиями. И в бирюзе это невозможно.
❤ Ну что сказать, коммерческая служба традиционно имеет красный цвет, но организация в целом - это не только КС. 💚💙
Я помню время, когда в офисах на столах лежали похожие на мусорные корзины мониторы с электронно-лучевыми трубками, и вокруг велись споры о стратегиях и маркетингах. В них свежо и непосредственно принимали участие многие, независимо от должности и функционала. Председатель правления банка покупал себе подержанный Опель, и было можно на картинговой машинке протаранить будущего президента крупного холдинга... И вот однажды, во время одного такого жаркого спора, капля слюны попала на бирюзовый экран Windows, свет преломился, и я наглядно увидел, что бирюзовый состоит из красного, зеленого и синего… А пропорцию вы можете увидеть на картинке.
Годы спустя я узнал, что существуют классификации организаций по цветам, и среди них есть и бирюзовый и красный и зеленый и синий. Надо ли объяснять мою радость, когда я идентифицировал среди своих прошлых мест работы красные, синие и даже одну зеленую! Но радость моя была неполна: я никогда не встречал бирюзовую организацию. А вдруг это – шамбала корпоративной культуры, и я должен отправиться на ее поиски?
❤ Красная организация – это лидерская организация, ее еще можно назвать кланом. Во главе стоит лидер, сам принимающий все решения и подчиняющий всех своей воле. Красную организацию нельзя изобразить в виде пирамиды. Её структура – это концентрические круги (круги власти) вокруг лидера.
💙 Синяя организация – это иерархия, управляемая правилами. Бюрократическая. Типичные признаки – оргструктура с квадратиками и стрелочками на видном месте, должностные инструкции, планерки и отчеты, процедуры и регламенты, миссия и документированные бизнес-процессы.Очень смешно, когда бизнес-консультанты навязывают красной организации миссию, объясняя, что без неё нельзя, – ведь миссия является синим понятием. Появление написанной миссии в красной организации не меняет ничего – никто о ней не вспоминает. Вообще, красно-синие коммерческие организации – это топчик. И еще армия: имеет множество красных людей, но нуждается в синей структуре организации и управления.
💚 Зеленая организация похожа на амебу: никакой внутренней структуры со стороны разглядеть невозможно. Когда равные по статусу люди собираются в неэкстремальной обстановке, у них нет другого способа создать организацию, кроме зеленого. Никто не командует, каждый делает что хочет, но всё, что должно быть сделано, оказывается сделанным. Научное сообщество похоже на это. В нем есть и оранжевые элементы.
🧡 Оранжевый – цвет творчества и развития. И уважения к заслугам.
Разные цвета прячутся друг от друга в одной организации, как звери в лесу. Понятное дело, что красный тигр будет искать возможность сожрать зеленого флегматичного лося, а синий бегемот безопасно сидит в пруду. Представители разных цветов, субкультур, собираются на «совете директоров», чтобы договариваться. Здесь представитель красноватой субкультуры продажников перекрашивается, допустим, в оранжевый цвет и находит общий язык с представителем синей субкультуры экономистов, который тоже временно перекрасился в оранжевый. Логично, чтобы председатель СД тоже был окрашен в оранжевый.
А с большого удаления организация имеет бирюзовый цвет. Или пунцовый. Или какой-то еще.
Вроде бы, я повторяю известные вещи, и пока всё логично. Непонятно только, почему на фотографиях претендентов на должность CEO морда кирпичом и внушительные котлы на руке? Выглядит комично, но такой имидж приносит плоды при трудоустройстве. Почему это востребовано до сих пор? Почему красная субкультура лезет в оранжевый отдел маркетинга или в синюю бухгалтерию или зеленую службу персонала? Почему на корпоративах люди бегают кроссы по грязи с криками «мы первые! мы лидеры!»? Потому что красная самая предприимчивая или результативная? Да ничего подобного! В ней на первом месте «я» и его комплексы. Курсы лидерства – это обучение красноте, а не эффективности. А тайм-менеджмент и подобное «эффективное» – просто украшение.
Есть разные формы власти:
- власть, опирающаяся на принуждение
- власть, основанная на вознаграждении
- экспертная власть
- эталонная власть
- законная власть
и только одна из них, первая, красного цвета. На основе всех остальных форм власти можно строить организацию, не опираясь на харизму и работая головой.
Мне думается, что бизнесу есть чему поучиться у государства: там сейчас преобладают оранжевый и синий. Так мне кажется.