Как оценивать социальный эффект инвестиций. Почему получается не у всех
Совместно с Ириной Ефремовой-Гарт, директором по устойчивому развитию Мобиус Технологии, и Софьей Поповой, экс-руководителем программы E+ Change, по итогам митапа разбираемся в сложностях и подходах к оценке эффективности социальных инвестиций.
Первая волна внимания к оценке социальных инвестиций поднялась 10 лет назад. Тогда Организация Объединенных Наций объявила 2015 год - годом оценки. Ей же уделила внимание и Ассоциация “Форум Доноров”. Именно в это время было проведено большое исследование (о чем речь?), посвященное оценке, которое затем обновлялось каждый год. Благодаря этому, сегодня можно проследить, как менялась оценка и подходы к ней.
Значимым изменением стал переход бизнеса от благотворительности к социальным инвестициям. У компаний появилось понимание, как выстраивать логику социальных изменений, сколько и какие ресурсы для этого понадобятся, какие можно получить немедленные результаты и есть ли у этого потенциал на большие перемены. Бизнес научился разрабатывать метрики в отношении результатов «здесь и сейчас».
Сложности оценки social impact
Но есть немало проблем. Во-первых, в свое время ряд консалтинговых компаний создали хайп вокруг понятий «импакт-инвестиций», «импакт-ассесмент». Это создало ложное ощущение, что социальный эффект, или социальное воздействие, цельвполне себе легко достижимая и измеряемая. Сегодня, по истечении многих лет опыта, на мой взгляд, - это не очень реалистичные ожидания. Действительно вокруг оценки было создано много информационного шума, но почти не было инвестиций в то, чтобы построить правильную инфраструктуру: от системы управления и формирования стратегии до обучения кадров. К примеру, в нашей стране, до сих пор нет утвержденной специальности «специалист по оценке». Таких профессионалов не готовит ни один вуз, есть только курсы в МГППУ.
Импакт-инвестиции предусматривают подход, при котором инвестиции были сделаны, но до их начала и после того, как проект реализован, независимые оценщики делают оценку проблемы «до» и «после» в том смысле, чтобы иметь данные по тому, насколько изменились целевые показатели проекта (пример: изменение качества жизни благополучателей).
Во-вторых, при оценке долгосрочных социальных результатов очень сложно вычленить силу и процент воздействие одного фактора. В отличие от бизнес-результатов, которые можно буквально пощупать и измерить, социальные изменения крайне разнообразны в своей природе. Более того, они происходят не только благодаря усилиям их инициаторов-доноров, но также большому кругу других акторов. И вычленить воздействие одного единственного донора в большой общественной проблеме сложно. Для примера, какой-нибудь банк или финансовая корпорация считает, что для общества критически важно создать программу по повышению финансовой грамотности людей старшего возраста, потому что очень много фрода, мошенничества финансовых потерь. И вот эта программа стартует в определенной точке. Чтобы понять, какого эффекта достигнем спустя время, делаем замеры показателей исходной ситуации, то есть до старта программы. И видим, что на момент начала программы было 15% финансового грамотных людей старшего возраста, то есть тех, кто знает как, надо отвечать на телефонные звонки мошенников, что делать при подозрительных действиях и пр.. Программа длится 6 лет. Понимая, что нам нужно измерять социальный эффект, на протяжении всех этих шести лет мы отслеживаем, как меняется этот параметр. И видим, что, например, через 5 лет параметр от 15% вырос до 55%. В этот момент у инициатора-донора появляется искушение сказать, что благодаря программе и импакт инвестициям на 40% повысилась финансовая грамотность людей 60+.
Первый вопрос, который сразу возникает — доказательство единоличного воздействия и эффектов от итогов проекта? Как можно аллокировать этот результат к вашим инвестициям? И поэтому золотым правилом оценки социального эффекта является наличие контрольной группы. Необходимо найти регион, который по своим социально-экономическим, демографическим параметрам очень сильно похож на тот, в котором вы делаете социальные инвестиции инвестиции. И там тоже параллельно проводятся замеры. И в итоге оказывается, что в регионе, где вообще не было никаких программ, но были, например, какие-то единичные ролики на ТВ или в наружной рекламе, грамотность тоже выросла. И она выросла с 15% до 40%. И только вот эта разница между 55% в исходном регионе и 40% в контрольном — и есть тот социальный эффект (social impact), который можно атрибутировать к вложениям. Здесь очень важно понимать, что затраты на такую оценку нужно закладывать до начала старта программы. Инвестиции в оценку должны иметь цель, и, если бизнес не понимает, как он будет пользоваться результатами оценки, заниматься этим не стоит.
Еще один важный элемент оценки, с которым есть сложности, — проектная культура. Это способность сформулировать конкретные, измеримые, достижимые цели еще до того, когда донор только начинает задумываться об инвестициях. У многих проектов проектная культура на очень низком уровне. К примеру, вовлечение в подготовку дизайна проекта тех людей, ради кого он и задумывается, очень часто остается формальной и на бумаге. При этом без привлечения тех, ради кого проект делается, какие-либо инвестиции в него в принципе не имеют смысла. До сих пор оценка потребностей для социальных проектов остается самой маловостребованной сферой исследования. Причем это касается как многомиллиардных проектов, так и на несколько миллионов рублей. Сидя в Москве и Петербурге, инициатор-донор думает, что он знает, как осчастливить других. Но он заблуждается, потому что он исходит из своего опыта, он никогда напрямую, глаза в глаза не говорил с благополучателем, он не понимает его реальные проблемы и ценности. А это понимание фундаментально для любой социальной инициативы,. это 80% успеха того, что эффект будет достигнут.
И следует помнить, что оценка — это не всегда только про цифры. Как и метод сбора и анализа информации, она бывает количественной и качественной. Очень часто оценка бывает про людей, и это важно помнить. Занятия оценкой приводят к лучшему пониманию людей, анализу их поведения, развитию компании или организации.