Переход от Build к Buy: чем инициатива Минцифры обернётся для рынка?
Как вам идея: запретить госкомпаниям разрабатывать внутреннее ПО, если аналог ему уже есть на рынке? Кажется здравым, не так ли? Но что ждёт российский IT-рынок на практике, если инициативу Минцифры примут?
В мае-июне 2024 года Максут Шадаев заявил о намерении запретить финансирование ИТ-разработки госкомпаний для собственных нужд:
«И в принципе я выступаю за запрет на разработку продуктов, аналоги которых есть на коммерческом IT-рынке, за одним исключением — если госкомпании принимают решения о том, что они целенаправленно развивают IT-бизнес и этот IT-бизнес ориентирован на внешнюю выручку, а не на внутренний заказ», — сказал глава Минцифры.
Потом по итогам ЦИПР вышло поручение Мишустина проработать этот запрет. И вот, в декабре 2024 на Федеральном портале мы увидели проект 153100, согласно которому IT-решения могут быть включены в Реестр российского ПО только при отсутствии российских или евразийских аналогов.
Мера разумная, но так это не сработает
Казалось бы, хорошая идея: объединиться всем миром рынком и сократить расходы на разработку дублирующей функциональности. Заодно помогли бы появиться гибким, как йог со стажем, масштабируемым и классно конфигурируемым российским IT-решениям. Но дьявол – в деталях.
Максим: За последние 3 года мы провели 200+ встреч с представителями крупного бизнеса. Процессы и требования к цифровым инструментам, которые должны их поддерживать, отличаются у всех. Нельзя найти даже две компании, у которых эти требования были бы одинаковы.
Это значит, что рыночное решение должно быть высоко конфигурируемым, чтобы удовлетворять большинство B2B-клиентов в основной функциональности.
Максим: В России новыми вендорами становятся крупные энтерпрайз. И, в первую очередь, они создают продукты для себя. Разработка рыночного решения стоит в 3-5 раз дороже, чем создание внутреннего продукта, который подходит под нужды «материнской» корпорации. Неудивительно, что мало кто из них готов тратить на разработку существенно больше, чем надо для закрытия собственных нужд.
Так что, даже если закон примут, велика вероятность, что инициатива не будет иметь успеха.
Юрий: Если корпорации захотят собственные продукты, то смогут разрабатывать их, как и раньше. Просто переведут разработку в новую зависимую компанию и внесут часть фичей в критические требования, для которых готового решения на рынке нет. Поэтому мы считаем, что рынок для такой инициативы пока не дозрел.
Что нужно, чтобы это сработало?
Чтобы госкорпорации перестали разрабатывать «дублирующие» продукты внутри, должно произойти одно из двух.
Либо на рынке появится классный конфигурируемый инструмент, который выиграет у внутренней разработки, и они выберут Buy, а не Build. Либо госкомпании сознательно выберут более дорогую и долгую, но коммерчески перспективную разработку продукта, нацеленного на достижение product-market fit (он же PMF).
Юрий: Если при принятии решения Buy or Build преимущества Build будут перевешивать незначительно, то компании могут чаще склоняться к Buy. Это хорошая новость. Но эффект будет тем слабее, чем больше лицензий и работ по внедрению повлечёт за собой покупка вендорского решения на рынке.
В некоторых классах на отечественном рынке ПО можно найти более-менее зрелые решения: например, среди систем трекинга задач и управления знаниями. Также есть зрелые MarTech-инструменты, CRM и HRM-системы.
Но в большинстве сегментов ПО российские продукты от зрелости пока далеки, например, в категории инструментов управления архитектурой, проектирования различных процессов и жизненных циклов (тот же, PLM).
А в некоторых классах систем аналоги (как и рыночная экспертиза) и вовсе отсутствуют: например, в системах для разработки микроэлектроники и микросхем, системах управления воздушными и водными судами и др.
Какого эффекта можно ожидать?
Инициатива Минцифры поможет государству сэкономить деньги. Но к ёмкости рынков переход госкорпораций от Build к Buy много не добавит, так что значительного влияния на рынок проект иметь не будет.
Тем не менее, «дозревание» рынка – вопрос времени, и всё больше вендоров уже сейчас приходят к понимаю, что достижение PMF – обязательная веха на пути к коммерческой успешности цифрового продукта.
‼ Хотите разобраться, что такое PMF и как его достичь? Подписывайтесь на наш TG-канал: всё самое ценное – здесь!