Алгоритмы и чат-боты разрушают Любовь ?
Мойра Вайгель начала изучать историю свиданий в начале 2010-х годов, во время поворотного культурного момента в США. Последствия Великой рецессии все еще ощущались глу��око, приложения для мобильных телефонов набирали обороты, а интернет гудел от аналитических статей, анализирующих состояние современной романтики.
«Был целый дискурс о том, как рецессия по-разному влияет на мужчин и женщин, подрывая так называемые традиционные гендерные роли», — сказал Вайгель, доцент кафедры сравнительного литературоведения. «В то же время было много разговоров о влиянии социальных сетей на романтические отношения. Пересечение этих тем заинтересовало меня этой темой».
Результатом стала ее первая книга «Труд любви: изобретение свиданий» (2016), в которой она попыталась бросить вызов некоторым пессимистичным идеям о том, что приложения для знакомств приводят к «концу свиданий» или меняют его до неузнаваемости. Вместо этого, по ее мнению, ухаживание эволюционировало с появлением женщин на оплачиваемой работе и с потребительским капитализмом.
Вайгель, присоединившийся к преподавательскому составу Гарварда в 2024 году, преподает «Медиа, технологии и социальные изменения» и «Глобальные медиа» на кафедре сравнительного литературоведения. Хотя ее текущие исследования сосредоточены на технологиях, основанных на данных, таких как социальные сети и рыночные платформы, а также на новых разработках в области искусственного интеллекта и машинного перевода, она по-прежнему очарована тенденциями в области технологий и ухаживания.
В этой отредактированной беседе с Gazette Вайгель обсуждает, как развивались свидания на протяжении многих лет, и удивительный исторический прецедент для подруг с чат-ботами. (Спойлер: страх перед свиданиями — это не только современная проблема.)
Сегодня многие приложения для знакомств могут похвастаться высоко персонализированными алгоритмами, направленными на сужение параметров поиска. Каковы последствия такой высокой степени персонализации?
Есть надежда, которая приходит с этими приложениями, особенно по мере того, как их пользовательская база стала больше, а алгоритмы более сложными и динамичными, что они сделают ухаживание более эффективным. Приложения обещают предоставить больший выбор возможных партнеров, чем, скажем, ваш местный бар, и отсортировать их по персонализированным результатам. Техническая логика мало чем отличается от логики онлайн-маркетплейсов.
Но приложения для знакомств не придумали этого. Мне всегда нравится не думать об этих вопросах слишком техно-детерминистично, как будто только технологии меняют культуру. В своем исследовании для «Labor of Love» я изучал библиотеки видеознакомств 1980-х годов, где люди записывали свои видеокассеты и помещали их в коллекцию, где участники могли искать по различным признакам. Люди веками размещали личные объявления в газетах. Самые ранние версии Match.com или OKCupid в основном использовали сложные анкеты с несколькими вариантами ответов для сортировки людей. Сейчас большинство известных приложений для знакомств используют динамические формы машинного обучения, чтобы учитывать различные точки данных и адаптироваться на основе поведения пользователей. Стремление к масштабированию, эффективности и персонализации старше алгоритмов.
Как технологии повлияли на то, как люди встречаются и находят любовь?
История любви и история технологий всегда были переплетены: мы могли говорить об автомобиле, телефоне или паровом двигателе как о технологиях, которые изменили отношения к ухаживанию. Но среди современных технологий, основанных на данных, я думаю, одно очень важное изменение произошло с нормализацией приложений для мобильных телефонов. Они имели действительно интересный эффект смешения онлайн и офлайн. Когда вы оглядываетесь на так называемые «кибер-знакомства» в 1990-х годах, вскоре после того, как Всемирная паутина была популяризирована, многие люди выразили мнение, что Интернет — это другой мир, в который вы попадаете через свой настольный компьютер. Большая часть моральной паники по поводу людей, ищущих сексуальные или романтические связи в Интернете, вращалась вокруг идеи о том, что такие связи «нереальны» и отключят вас от отношений, которые должны были быть более подходящими и значимыми. Мобильные телефоны и социальные приложения в настоящее время полностью стерли границу между онлайн и офлайн. Знакомства стали чем-то, чем вы можете заниматься на своем телефоне, между ответом на рабочее электронное письмо и заказом такси или буррито. Это привело к куче различных изменений, которые трудно распутать.
В чем заключались некоторые из этих изменений?
Я думаю, что это устранило большую часть стигмы, которая была связана с онлайн-знакомствами или более старыми практиками, такими как видеознакомства. Я думаю, что это «рерационализировало» ухаживание, заставив людей чувствовать себя более комфортно с идеей о том, что поиск партнера не является полностью вопросом спонтанности, инстинктов и легкости, что здесь могут быть задействованы какие-то социальные сценарии и параметры поиска.
На протяжении всей истории поиск партнера был больше связан с романтической спонтанностью или рациональным процессом поиска?
В контексте человеческой истории идея выбора партнеров на основе случайных встреч и их собственной личности или чувств является очень новой. Она возникла на Западе, в Европе XVIII и XIX веков и в США, наряду с политическими и промышленными революциями, которые породили новые идеалы индивидуальности, общества и свободы.
До индустриализации, если вы работали на ферме со своей большой семьей, было рационально выйти замуж за парня, который жил на одной из следующих ферм, и объединить свою собственность и труд. Кроме того, где еще вы собирались с кем-то встретиться? Экономические и технологические изменения изменили значение и функцию любви и брака. Не случайно многие великие романы 19-го века были посвящены тому, как трудно сделать личные влечения и эмоции основой брака. Вспомните «Избирательные сродства» (Иоганн Вольфганг фон Гете), «Мадам Бовари» (Гюстав Флобер) или «Анну Каренину» (Лев Толстой).
Со временем возник идеал влечения и любви как «антипрактичный», потому что он должен быть выражением свободы, волнения и возможностей современной жизни. В песне Шарля Бодлера «À une passante» («К прохожему») о том, как вы проходите мимо незнакомца на улице, запечатлена мысль о том, что вы можете увидеть кого угодно в городе, что любой может стать любовью всей вашей жизни, или вы мо��ете никогда его больше не увидеть. Эти идеалы ставят романтику в противоположность расчетливости.
Алгоритмы буквально вычисляют, а приложения для знакомств используют алгоритмы для оптимизации для определенных типов партнеров. На мой взгляд, именно здесь приложения для знакомств привносят явную рационализацию, которая отличается от доминирующих романтических идеалов прошлого столетия или двух.
История любви и история технологий всегда были переплетены.
Как такие технологии, как генеративный искусственный интеллект и чат-боты, влияют на то, как люди ходят на свидания?
То, что я видел в приложениях для знакомств, отражает то, что вы видите во всех секторах цифрового мира или экономики. Я слышал о людях, использующих чат-ботов для генерации большого количества сообщений для людей или использующих искусственный интеллект для сортировки таких сообщений. В течение многих лет существовала тенденция к виртуальным помощникам по знакомствам, которые просматривали бы людей за вас, как свахи, и вполне логично, что люди могут использовать GPT для выполнения некоторых из этих задач.
Еще одна вещь, о которой говорят люди, — это чат-боты подруг и бойфрендов. Это, конечно, имеет очень древнюю культурную историю.
Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
Существует так много различных литературных представлений этой фантазии о создании своего идеального партнера — сбывшейся мечты, которая также обычно оказывается своего рода кошмаром. Мы могли бы взглянуть на греческий и латинский миф о Пигмалионе. Мы могли бы посмотреть на множество рассказов об автоматонах в Европе 19-го века, от «Песочного человека» Э.Т.А. Гофмана до «Кануна будущего» Огюста Вилье де л’Иль-Адама. Возвращаясь назад, мы могли бы поговорить о том, как Ева была создана из ребра Адама, чтобы стать его помощницей. Глубина этого тропа о человеке (обычно мужчине), создающем идеального партнера, меня завораживает. Это проявляется и в кино: в классических фильмах, таких как «Метрополис» Фрица Ланга (1927) или «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (1982), или в более поздних фильмах, таких как «Она» (2013) и «Из машины» (2014) или в сериале HBO «Мир Дикого Запада». Все эти истории исследуют, чего люди хотят друг от друга, а также о том, как мы проецируем свои желания на машины и другие виды искусства. Мы можем развить глубокую привязанность и эмоции к созданным объектам, но всегда есть скрытое течение опасности и потери, которое приходит с таким мастерством. Так что, хотя что-то вроде Реплики, подруги чат-бота, возможно, не кажется интеллектуально сложным, оно связано с этой глубокой историей.
Что насчет людей, которые разочарованы культурой современных приложений для знакомств? Есть ли для этого исторический прецедент?
Ощущение кризиса лежит глубоко в ДНК свиданий. В истории, которую я исследовал, не было моментов, когда люди говорили: «Это здорово! Прекрасно! Я не беспокоюсь об этом!» В каждый момент возникает тревога по поводу свиданий, что также становится поводом для многих культурных продуктов: книг по самосовершенствованию, романтических комедий, романов для подростков, не говоря уже обо всех вещах, которые компании продают людям, чтобы помочь им почувствовать себя более желанными. Это чувство тревоги действительно культурно и экономически продуктивно. И поэтому, даже когда она меняется, она, кажется, находит способ продолжать.