Арктика: экономический анализ
Последнее время Арктика привлекает к себе всё больше внимания. Что же происходит в этих холодных краях, принадлежащих белым медведям? Когда хуситы начали блокировать море, многие страны столкнулись с проблемой перевозки грузов из Азии в Европу и обратно. Никто бы и не обратил внимание на это, если бы не один нюанс... В это же время администрация Суэцкого канала отчиталась, что с июля 2022 по июль 2023 через него прошло 26 тыс судов и 1,5 млрд тонн грузов [1]. Для лучшего понимания, на 2021 год через Суэцкий канал проходило 5% мировой нефти, 10% нефтепродуктов и 8% газа, перевозимого морским путем [2]. Как ни странно, с 21 года объём грузоперевозок только вырос. ЕС, вспомнив старого доброго Васко да Гаму, отправился огибать Африку через мыс Доброй Надежды. На этот путь переместилось примерно 35% товарооборота [3]. Это на 5 тыс. км длиннее, чем пройти по Суэцкому каналу. И, конечно, это дороже, а не каждый грузоперевозчик решится заплатить в 2,5 раза больше [4]. КНР оказались предусмотрительнее, понимая ненадёжность Индо-Тихоокеанского пути. Ещё до появления проекта "Один пояс — один путь", Китай проявил интерес к Арктике и в 2009 году подал запрос на место наблюдателя в Арктическом Совете, а в 2013-ом выдвинул проект "Полярного шёлкового пути" на 5000 км короче, чем через Красное море. Арктический маршрут обладает наибольшими перспективами для развития морских грузоперевозок. С его освоением остальные пути вполне могут отойти на второй план, уступив наиболее дешёвому и быстрому. Однако не всё так просто, всё просчитано на несколько шагов вперёд. В 2009 году учёные подсчитали, что в Арктике находится 1550 трлн кубометров газа и 83 млрд баррелей неразведанной нефти, что составляет 13% всех мировых запасов [5]. А США нефть никогда не помешает. Недаром в декабре прошлого года США объявили миллион квадратных километров морского шельфа в Арктике и Беринговом море своей территорией [6]. Арктика в целом - это огромная ресурсная база, контроль над ней может обеспечить как запад, так и восток энергоресурсами. Поэтому борьба за Арктику будет только нарастать. Один из крупнейших российских проектов по добыче и сжижению природного газа "Ямал СПГ" на 30% принадлежит КНР, и, что важнее, – 63% финансирования также осуществляется Китаем [7]. В строящемся проекте "Арктик СПГ-2" 20% принадлежат КНР, вот только после санкций США в декабре 23-го ещё 20% от ушедших Японии и Франции перераспределяются [8]. Очевидно, в чью пользу. КНР проявила интерес даже к Канаде, выделив ей концессии на добычу ресурсов. После этого Канада выражала недовольство тем, что возникло "цунами инвестиций". Несмотря на то что вытеснить китайских инвесторов не удалось, Соединенные Штаты продолжают оставаться крупнейшим торговым и политическим партнером Канады. Учитывая географическую близость к США, у Канады нет реальных шансов на смену своих "партнёров".
В 2018 году Китай в Белой книге" (это такой официальный документ КНР о китайско-американских торгово-экономических отношениях) объявляет себя “почти арктическим”, тем самым объявляя о начале этапа активного освоения этого региона [9]. Но тут опять есть нюанс! Россия рассматривается Китаем как партнёр, однако никто не собирается уступать ей контроль над Арктикой. Поэтому даже несмотря на то, что РФ с 2011 года продвигает свой проект пути, вместо этого проект полярного шёлкового пути проходит севернее отечественных вод и с ними никак не пересекается [10]. В тоже время на данный момент КНР не сможет обеспечить собственный контроль за Арктикой: у них 2 ледокола, но российских – 40 [11]. Развитие собственного ледокольного флота, склонение на свою сторону слабых и зависимых государств, таких как Исландия, а также укрепление позиций в российском экономическом пространстве через инвестиции – это ключевые направления арктической политики Китайской Народной Республики. Но и США не остаются в стороне. Так, в октябре 2023 Штаты опубликовали новую арктическую стратегию, включающую усиление военного присутствия в Канаде, создание военной инфраструктуры в Гренландии [12]. В дополнение, в декабре Хельсинки и Вашингтон подписали соглашение о сотрудничестве [13]. Вопрос лишь в том, сможет ли КНР продолжать партнёрство с Россией, или же США займут их место. Выводы: В скором будущем Арктика будет занимать одно из центральных мест противостояния, её гигантские энергетические и рудные запасы смогут обеспечить владельца достаточным объёмом ресурсов для решающего перевеса. Страны будут более активно осваивать арктическое пространство. Что делать с этой информацией? Необходимо разъяснять стратегическое значение Арктики в грядущих событиях; видеть за арктической политикой КНР расширение влияния. И США, и КНР заинтересованы в том чтобы сотрудничать с РФ, поскольку это позволит им закрепиться в Арктике, но ни одна сторона не заинтересована в равноправном экономическом союзе с РФ.
Ещё больше заметок про общество и его тенденции в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Источники в комментариях.