Короли и капу$та или занимательная Шаурномика

Каждая война начинается с красивых лозунгов: справедливость, идеалы, борьба за свободу. Только вот если снять этот фасад, остаётся одна реальная причина – борьба за рынки.

И я сейчас не про солдата в окопе, который защищает свою землю, свободу или гибнет «за други своя». Я про тех, кто глубинно управляет самими процессами.

Так было и три тысячи лет назад. Возьмём легендарную Трою. Нам говорят, что вся эта история — про прекрасную Елену, коварство и вспыхнувшую страсть. Но если забыть о версии Гомера и просто взглянуть на карту X века до н.э., реальная причина войны становится очевидной: Троя стояла на пересечении главных торговых маршрутов, контролируя логистику между Средиземноморьем, Черноморьем и Малой Азией. Обойти её было невозможно, а владеть Троей — значило контролировать всю торговлю между этими регионами.

Представьте, что у вас в руках оказался единственный транспортный узел между современной Европой и Китаем. Что вы будете делать? Конечно, начнёте собирать пошлины в оба направления и устанавливать свои правила. Отдали бы вы эту возможность кому-то добровольно?

Даже если бы тогда не нашлось ни одного повода для войны, его бы придумали.

Так и случилось с Троей. Разве стали бы все греческие цари вести кровопролитную, изнуряющую войну на чужбине 10 лет подряд из-за какой-то Елены, которая до этого пять мужей сменила? Представляете, что такое 10 лет при средней продолжительности жизни в то время? Почти вся активная взрослая жизнь!

Всё проще, никто и никогда не согласился бы на то, что такое место принадлежит одной державе.

Тысячелетия идут, а причины войн всё те же. Хотите понять, как это работает? Уберите лозунги и посмотрите на деньги. Войны начинают под любым девизом, но продолжают их исключительно ради контроля над рынками.

Но как объяснить текущую ситуацию, в которой вообще нет старой «доброй» линейной логики про то, как один сильный самоуверенно напал на другого, слабее себя, чтобы забрать всё его богатство? Ведь в нашем случае нападающий точно знал, что за слабым стоят и богаче, и сильнее.

Но объяснить механизм текущей ситуации так же просто. Давайте разберём её на примере из придуманной мной шаурмичной экономики (Шаурномики), которая универсально объясняет вообще всё.

Короли и капу$та или занимательная Шаурномика

Итак, немного Шаурномики:

В одном микрорайоне конкурируют несколько шаурмичных. Главные игроки:

  • "Shaur-Mac" — мощная сеть с известным именем, долгое время доминировавшая на рынке и с какими-то англоязычными ребятами во главе.
  • "ShauMi" — главный молодой конкурент, китайского происхождения, который оттягивает клиентов, всё время предлагая что-то интересное.
  • "EuroШавермs" — несколько мелких забегаловок, решивших выживать за счёт объединения под единым брендом. Там очень разные владельцы, в основном из Западной Европы.
  • "ШаурМаша" — не очень мощная, но перспективная точка на самой выгодной локации недалеко от "ShauMi". Её владельцы, какие-то русские ребята, имеют собственную птицефабрику и поставляют всем куриное мясо по низким ценам.

Проблема в том, что микрорайон не резиновый, и жителей, как и денег на шаурму, в микрорайоне ограниченное количество. Клиенты распределяются между шаурмичными неравномерно. Кто-то мечтает сам выйти из-за прилавка, а кто-то открыть 10 новых точек.

Что делает "Shaur-Mac"? Он видит, что "ShauMi" быстро оттягивает клиентов, но в открытую бороться с ним сложно — пацаны из "ShauMi", бывшие спортсмены, могут ответить очень жёстко. Сжечь заведение — эффективное решение, но чревато серьёзными последствиями. Запустить слухи, например, что шаурмисты в "ShauMi" не моют руки после туалета? Вроде бы даже помогает, но ненадолго. Конкурент выпускает шаурму с новой прожаркой мяса — и покупатели снова возвращаются.

Старые добрые методы чистой и грязной конкуренции не работают. Значит, нужна другая стратегия. И "Shaur-Mac" находит слабое место — это «ШаурМаша», которая поставляет курятину "ShauMi" и выглядит менее сильной и более зависимой от своих партнёров. Если обрушить её бизнес, то можно сильно ослабить "ShauMi" и затем начать давить напрямую.

План такой:

  • Запускаем слухи, что куры "ШаурМаши" больны, роняем ей часть оптовых продаж. Себестоимость резко взлетает.
  • Создаём дополнительные проблемы, воздействуя на оптовых и розничных клиентов "ШаурМаши", и окончательно роняем ей рентабельность.
  • Провоцируем мелких, не слишком умных, но задиристых конкурентов на агрессивное поведение. Заставляем собственников «ШаурМаши» постоянно тратить деньги и силы на урегулирование конфликтов или ответные действия.
  • Когда "ШаурМаша" достаточно ослабеет, её место можно будет купить за бесценок. Забрать сразу и все её продажи: и шаурмы, и курятины. Без конкуренции можно продавать курятину значительно дороже
  • Кто-то из мелких шаурмичных закроется, кто-то продаст свой бизнес, но дешево.

"ShauMi" сразу станет сговорчивее и, даже вероятно, пойдёт на слияние на условиях "Shaur-Mac".

В целом, отличный план, но есть один нюанс: а что, если парни из «ШаурМаши», осознавая, что атака на неё происходит ради конкуренции с "ShauMi", догадаются, что сам "Shaur-Mac" в этой ситуации пока не готов идти на открытую конфронтацию? Более того, они решат, что надо показать всем, что любая агрессия против них — это гарантия нанесения непропорционального ущерба в ответ?

Ведь если всё выгорит, то «ШаурМаша» надолго обозначит себя как очень сильного игрока и превратится сразу для всех игроков на рынке в предмет партнёрского интереса. Что, кстати, наверняка приведёт весь рынок на время в равновесие. Цена проигрыша такая же, как если не защищаться совсем.

А если бы вы оказались на месте "ШаурМаши", разве действовали бы иначе?

Продолжение следует...

Здесь — статьи. Там — поток мыслей и опыт, которые их порождают. Ещё больше ингредиентов в «Мета-шаурме» в Телеграм.

Начать дискуссию