Фильм «Опус» (2025): когда культ личности становится проклятием
Всем, кто соскучился по Джону Малковичу и умным хоррорам, можно убить двух зайцев в новом фильме «Опус», который сейчас идет в кино. Официальный у этой картины «ужасы» и «триллер», но посмотрев, окажется, что это совсем немного слэшер и по большей части метафоричный триллер.
Но обо всем по порядку.
Герой Джона Малковича, Альфред Моретти, — некогда очень популярный исполнитель с хитами, известными на весь мир. Он оставил карьеру на несколько десятилетий, чтобы вновь вернуться и нагнать загадок, тайн и шуму. Именно поэтому новое произведение — музыкальный альбом «Просьба Цезаря» — Моретти решил презентовать в своем роскошном, но мрачном поместье, куда приглашены преданные поклонники, критики и журналистка Ариэль (Айо Эдебири из «Медведя»), для которой это может стать шансом наконец проявить себя в карьере. Но оказавшись в поместье и зритель, и Ариэль понимают, ничего хорошего тут ждать не стоит.
Сценарий постепенно раскрывает пугающую суть этого события. Здесь нет случайных людей, и сама Ариэль понимает, что оказалась в ловушке. Моретти не просто артист, он — идол, вокруг которого сложился настоящий культ. Его фанаты не просто обожают его, они готовы следовать за ним до конца.
Режиссер-дебютант Марк Энтони Грин, который долго работал в глянцевом GQ и перезнакомился со всеми звездами, включая скандального Канье Уэста, предлагает сатирический, темный взгляд на мир, где звезды поп-культуры превращаются в нечто большее, чем просто артисты. Они становятся лидерами «церквей» нового типа, а их аудитория — религиозной общиной, готовой принять любое их слово за истину.
В картине фанатизм становится почти новым видом религии, где фанаты — это не просто поклонники с тематическими футболками. Здесь гиперболизировано то, что мы итак наблюдаем в современной жизни: Канье (или просто Йе) некоторые называют пророком, а Тейлор Свифт в фанатских сообществах часто сравнивают с богиней — и не только красоты.
Альфред Моретти знает цену искусству и умело использует его как манипуляцию. Он обещает своим поклонникам катарсис, переживание, которое изменит их навсегда. Однако, как и во многих реальных культах, истинное лицо «учителя» оказывается далеким от реальности.
Режиссер показывает, как человек, однажды по стечению обстоятельств получивший власть над умами миллионов, может превратить свою популярность в нечто демоническое. Его фразы звучат, как проповеди, а сцены его выступлений похожи на искаженные христианские мессы.
Атмосфера в поместье как минимум напряженная, а как максимум напоминает все самые страшные истории культов как печально известная секта Джима Джонса «Храм народов».
Моретти в «Опусе» — это собирательный образ «гения», которому позволено всё. И сложно не попасть в его ловушку даже такой рациональной и достаточно скептически настроенной Ариэль. Как бы она ни старалась поступать рационально, где-то сила личность берет свое.
Отдельно стоит сказать о визуальном решении фильма, где все стилизовано под съемку на настоящую пленку (а может так и реально было). Камера медленно скользит по интерьерам поместья Моретти, создавая ощущение, будто зритель находится внутри какого-то элитарного, но разрушающегося мира. Роскошные залы соседствуют с потертыми зеркалами, а сцены с выступлениями героя напоминают странные, почти театральные ритуалы.
Режиссер Грин, кажется, вдохновлялся эстетикой Стэнли Кубрика и Даррена Аронофски: холодная симметрия кадра, контрасты между светом и тенью, внезапные крупные планы, которые заставляют зрителя чувствовать себя участником действа. Всё это создает ощущение кома в горле и ощущение тревоги, которое нарастает по мере приближения к финалу.
Музыка в фильме, кстати, это тема на отдельную рецензию, но уже музыкальную. Ее написали американские продюсеры Найл Роджерс (мощнейший человек, выпускал альбомы Дэвида Боуи, Мадонны, Duran Duran, Мика Джаггера) и The-Dream (взлетел после культовой песни Рианны Umbrella). Их композиции добавляют фильму мистическую, потустороннюю атмосферу. Саундтрек играет ключевую роль: он не просто подчеркивает эмоции, а становится частью повествования. Некоторые сцены буквально выстроены вокруг музыки, превращая их в нечто среднее между музыкальным клипом и театральной постановкой.
Кстати, без отсылочек на загадочный дуэт в шлемах Daft Punk не обошлось! А Малкович сам исполнил песни своего героя, так что это бонус для его поклонников, который потом может остаться с ними в наушниках надолго.
Как бы этого не хотелось, спойлерить финал не стоит: он достаточно шокирующий, чтобы досмотреть до конца и решить самому, что это было.
Кульминация не дает однозначных ответов, но заставляет задуматься: а не живём ли мы уже в мире, где твой кумир может вполне оказаться не тем, чем ты себе представлял? Идут ли музыка и личность в комбо или их нужно оценивать отдельно друг от друга?
Фильм вызвал смешанные отзывы у критиков и у зрителей (с хоррорами полярные мнения — это уже давно норма), но его точно стоит увидеть хотя бы ради Джона Малковича, который наслаждается ролью харизматичного манипулятора.
Он одновременно гротескный и пугающе реалистичный, как будто он собрал в себе черты всех культовых звезд прошлого и настоящего. Это, конечно, не классический ужастик и не классический триллер, но этот проект однозначно попадает в нерв времени.
А какие еще атмосферные и интригующие фильмы о сектах вы можете посоветовать?