Влияет ли уверенность на результат?
В 2020 году в Harvard Business Review вышло интервью с Доном Муром — профессором школы бизнеса имени Хааса при университете Беркли, которое меня зацепило. Дон со своими коллегами провел шесть экспериментов с целью установить связь между самоуверенностью и конечными показателями.
Суть эксперимента: 111 студентов и сотрудников университета разделили на две группы и дали тест по математике.
Перед этим, первой половине "подопытных" сказали, что они справятся с заданиями без особых проблем. Второй части участников эксперимента, наоборот, сообщили, что все сложно, и высок шанс завалить тест. Таким образом, во время прохождения теста одна половина людей была более уверена в своих силах, а вторая – сильно сомневалась в успехе.
Как думаете, какая группа справилась в итоге лучше?
Сам профессор Мур ожидал логичного результата: более уверенные пройдут тест лучше, чем неуверенные. Я поспрашивал своих знакомых и коллег, и все были согласны с ожиданиями профессора. Скорее всего, и вы думаете так же.
Но обе группы прошли тест примерно одинаково.
Уверенность не всегда бустит результат, мы все ошиблись. Эксперимент доказывает, что принцип "больше уверенности – лучше итог", который нам со всех сторон навязывают, не работает.
Далее эти же группы по такой же модели протестировали в самых разных направлениях: спорт, головоломки, длинные нудные задания. И ни в одном тесте уверенность не повлияла на конечный результат. Более того, мотивационная речь перед началом, где рассказывалось, как легко будет пройти тест, иногда даже ухудшала результаты работы. То есть, за счет чрезмерной самоуверенности люди делали работу хуже.
В итоге ребята пришли к выводу, что реализм по отношению к своим силам – это самый лучший образ мышления. Наконец у меня будет эксперимент, на который смогу ссылаться, так как давно продвигаю эту мысль, и меня немного подбешивает "мода на самоуверенность".
Предприниматели должны быть честными не только с окружающими, но и с самим собой. К примеру, Джефф Безос собирая pre-seed инвестиции (FFF = friends, family, fools) оценил вероятность своей неудачи в 70%. Он сказал родителям, которые были его первыми инвесторами, чтобы они не давали ему деньги, которые они не могут позволить себе потерять.
Честность и здравый смысл должны лежать в основе любого проекта, продукта, компании и команды. Понимание своих сильных и слабых сторон дает больше шансов на успех в деле, чем улюлюканье и безосновательная вера в себя.
Короче говоря, я за реализм и мышление на основе фактов.
А вы?