Почему акселератор ИТ-стартапов Y Combinator переоценён: как деньги и власть испортили хорошую идею
Основатель сервиса для быстрого оформления заказов Bolt Financial Райан Бреслоу рассказал о минусах бизнес-инкубатора.
Возможно, в начале акселератор был независимым, но в 2020-х он превратился в лотерею: берёт более 10% и не беспокоится об учредителях, которые проходят программу.
Проблема в том, что впервые попавшие в Кремниевую долину основатели стартапов считают, что им нужен акселератор YC. Вот несколько причин, почему этот не так.
Слишком большие проценты
Акселератор инвестирует $500 тысяч и получает сначала 7%, а после первой оценки компании — ещё долю. В результате YC принадлежит от 10% до 14% стартапа с самого начала: это даже выше общей суммы опционов для всех сотрудников во время серии А.
При успехе стартапа прибыль Y Combinator несравнимо больше вложенных денег. Это просто несправедливо. Адекватной комиссией может быть 1-2% или процент от первой прибыли — столько берут инвестиционные банки.
Обманутые ожидания
Основатели стартапов хотят получить от YC советы и связи и, конечно, поднять стоимость проекта. Но акселератор не всегда оправдывает ожидания.
Бренд YC поможет поднять рыночную стоимость стартапа на 10%-14% — столько же они забирают в виде доли
Не всё так просто. По такой же логике первый инженер компании должен получить 100%, ведь он создал продукт из ничего. Да и бренд YC больше не влияет на стоимость: раньше в акселератор входили 40 стартапов, а теперь 400 — и характеристика «стартап YC» уже не признак уникальности.
Менторство и советы
Мои знакомые основатели из YC говорят, что помощь со стороны акселератора минимальна, советы общие и неконкретные, а его часы работы — неудобные. Y Combinator — конвейер, в котором глубокий контакт с создателем каждого стартапа просто не предусмотрен. Невозможно дать качественную обратную связь и рекомендации сотням компаний.
Акселератор надеется на то, что несколько проектов взлетят и это позволит забрать проценты. YC играет в лотерею, а стартапы в ней — лотерейные билеты. Поэтому менторы уделяют внимание только самым интересным участникам.
Я слышал много историй об основателях проектов, с которыми обращались как с дерьмом. И это ввергает меня в ярость. Учредители вкладывают все свои силы в компании — по крайней мере, к ним можно было бы хорошо относиться.
Можно привлечь сотню инвесторов на демо-дне
Такое действительно бывает, но практика демо-дня не уникальна: почти каждый акселератор его проводит. У YC действительно много инвесторов, но и стартапов тоже много, выделиться среди них — сложнейшая задача.
Все стараются попасть в топ-10, ведь остальные 390 компаний останутся без внимания. В Y Combinator тоже об этом знают, возможно даже, что они звонят инвесторам и говорят, куда лучше вкладываться.
YC поможет продавать внутри сообщества
Это правда, у акселератора действительно монополия на продажу стартапа другим стартапам. Однако если продукт качественный, можно справиться и без него.
Нетворкинг с коллегами
ИТ-сообщество очень гостеприимное, и если приложить усилия, можно влиться в него самостоятельно. Не стоит ради этого отдавать кому-то большие проценты от компании.
Советы начинающим фаундерам
Решение не идти в YC сделало меня сильным рекрутером и осознанным главой компании. Я прошёл настоящую джедайскую тренировку без чьей-либо помощи сохранил независимость.
Начинающим основателям я советую обращаться за советом к другим учредителям: подписаться на них в Twitter, читать их блоги и книги, учиться у них.
Собирать средства тоже можно самостоятельно:
- Познакомиться с другими основателями и регулярно с ними встречаться.
- Делать что-то уникальное.
- Использовать сообщество в момент сбора средств.
Есть и другие акселераторы, которые берут меньшую долю и действительно помогают: это StartX, Backend Capital и Pear Fellowship.
Причины провала Y Combinator
YC поставил всё на прибыль, и потому упустил самое важное — внимание к людям, стоящим за стартапами. Его стратегия в том, чтобы попытаться вытянуть лотерейный билет за счёт большого количества компаний, но конвейер по взлету стартапов создать невозможно. YC фокусируется на инвестициях, а не на основателях.
Если бы я следовал правилам акселератора, Bolt Financial никогда бы не стал успешным. Мы нарушили все их правила. Я лично наставлял около 100 компаний, многие из которых были выпускниками инкубатора. Их основатели боялись идти к YC за советом и обращались ко мне.