Гайд: цели 2023
Меня зовут Бен Литвин, я со-основатель и директор по маркетингу сервиса управленческого учета Финансист. Мы автоматизируем управленческую отчетность для бизнеса — помогаем свести PnL, Cashflow, отчеты по контрагентам, товарам, проектам и т. д.
Кратно растем. Умеем планировать продажи, количество лидов, рекламные кампании и все вот это. Как большинство из вас. Но вот с планированием личных целей у всех все сложно.
Среднестатистический предприниматель с легкостью скажет, какой объем продаж он хочет сделать в следующем квартале, но редко сможет твердо ответить на вопрос: “А каких личных целей ты хочешь добиться в этом году? Кроме денег.”
Мы детально планируем рабочие проекты и бизнес. Но для нашего главного проекта — нас самих нет roadmap’а даже на год.
Собрал полезный гайд для тех, кто уже вылез из салатов и еще не спланировал свои цели на 2023-й.
Как спланировать цели на следующий год?
Я подготовил небольшой шаблон таблицы. В ней выделены 5 разных сфер нашей жизни: работа, личная жизнь, спорт и здоровье, условия жизни, финансы. Их может быть больше, добавляйте то, что важно для вас.
- Работа. Для планирования всего, что связано с вашей карьерой. Зарплата, место работы, нетворк и т. д.
- Личная жизнь. Новые навыки, полезные привычки, семья, отношения.
- Спорт и здоровье. На мой взгляд, самая важная часть. От вашего физического состояния и здоровья зависят все остальные части жизни.
- Финансы. Сколько денег вы хотите заработать в этом году, обязательства, инвестиции.
- Условия жизни. Где вы хотели бы пожить, какую недвижимость планируете купить и т. д.
Все цели должны быть измеримы, достижимы, у всех должен быть дедлайн до конца года.
Измеримость
У каждой вашей цели должно быть цифровое значение. Если вы хотите «поработать над своим личным брендом», следует декомпозировать цель до конкретных действий.
Нет: Хочу быть известным маркетологом
Да: Хочу запустить свой YouTube-канал про маркетинг и собрать там 5000 подписчиков к октябрю. Для этого буду выпускать по 5 видео в месяц.
Достижимость
Предположим, вы junior-маркетолог и ставите своей целью к концу года стать директором по маркетингу Apple. В среднем по рынку эта цель недостижима. И только приведет вас к рефлексии и депрессии. Цель не должна быть оторвана от реальности.
Нет: Я зарабатываю 100 000 рублей в месяц. Хочу до конца года купить пентхаус на Манхэттене.
Да: Я основатель быстрорастущего стартапа. В прошлом году мы удвоили выручку. В этом году надо вырасти в 3 раза.
Дедлайны
Если вы хотите достичь цели, надо не только ее замерять, но и лимитировать себя по времени. Иначе вы не приступите к выполнению или растянете на неопределенный срок.
Нет: Хочу основать свой HR-tech стартап.
Да: Хочу получить новый раунд инвестиций от Andreessen Horowitz в июне.
Как добегать до целей
Обычно мы ставим цели 31-го декабря и потом смотрим в этот список ровно через год. Видим, что цели не достигнуты, но повторяем процесс. Отстой, правда? Давайте изменим подход.
- Смотрите на ваши цели каждый день. Запишите их в Trello или Monday. Распечатайте, раскидайте в заметках, используйте Google Таблицы, да что угодно. Это повышает шанс добежать до результата.
- Замеряйте прогресс. Недостаточно просто думать про свои цели. Надо что-то делать, чтобы добежать до результатов. Вы хотите заработать 5 миллионов за год? Класс. Начинайте считать все поступления. И если вы не приближаетесь к цели, срочно начните что-то менять.
- Запланируйте все свои активности в календаре. Хотите выучить новый язык? Тогда забронируйте постоянное время на его изучение. Без отговорок. Хочешь — просто бери и делай.
- Установите точки контроля. Это очень походит на бюджетирование в бизнесе. Мы составляем план на год, затем раз в квартал смотрим, бежим в плане или нет. На всех нас влияют внешние обстоятельства — изменения курсов валют, личные отношения, геополитика. Если вы понимаете, что всё идет не по плану, поменяйте план. Это нормально.
Как работать с личными финансами и почему это важно
Составляйте ежемесячную отчетность. Запланируйте на первый день месяца анализ своих активов. Это важно в бизнесе, это важно и в вашей жизни. Выручка — это не прибыль, зарплата — не сбережения.
Необязательно вести учет всех расходов. Это утомительно и занимает много времени. Достаточно завести простую табличку о всех ваших активах, сбережениях, инвестициях, обязательствах и сверять их с вашими целями.
Это должно стать привычкой. Вы станете разумнее тратить деньги и будете увереннее в завтрашнем дне. Да и что уж там, всегда приятнее видеть прирост капитала, чем его уменьшение.
Что если всё пойдет не по плану
Вероятно, оно и пойдет не так, как вы себе изначально спланировали. Но за счет того, что вы управляете процессами, вы заметите это вовремя. Возможно, поменяете свои планы, от чего-то откажетесь, где-то найдете пути, как добежать до лучших результатов.
Действуйте. Жизнь — ваш самый большой проект. Наслаждайтесь ей, как игрой.
Надеюсь, эта статья поможет систематизировать процесс постановки личных целей. Удачи в новом году.
Материал подготовлен в соавторстве с комьюнити менеджером сервиса «Финансист» Анастасией Просвирниной.